Topic outline

  • Лекция 1. Цели, задачи и место генетического мониторинга в системе наук

    Цели генетического мониторинга. Задачи генетического мониторинга. Подходы к генетическому мониторингу.

  • Лекция 2. Факторы, вызывающие наследственные изменения

    Действие физических факторов на наследственный аппарат клетки. Классификация мутагенных факторов. УФ-излучение, ЭМ-излучение, СВЧ-излучение, КВЧ-излучение, УВЧ-излучение, ИК-излучение, оптическое излучение.

  • Лекция 3. Действие химических факторов на наследственный аппарат клетки

    Нитроароматические компоненты, полиароматические гидрокарбонаты, полициклические ароматические амины, нитрозамины, тяжелые металлы, пестициды. Действие металлов на наследственный аппарат клетки.

  • Лекция 4. Базовые принципы генотоксических тестов на растениях

    Анализ мутаций на генном уровне, цитогенетический анализ тканей растений, флуоресцентная in situ гибридизация, анафазный метод и микроядерный тест, алкалиновый метод комет, определение флуктуирующей асимметрии растений.

  • Лекция 5. Базовые принципы генотоксических тестов на животных (часть I)

    Выявление структурных и количественных аберраций хромосом, метод флуоресцентной гибридизации in situ, микроядерный тест.

  • Лекция 6. Базовые принципы генотоксических тестов на животных (часть II)

    Комета-тест, гель-электрофорезный тест, обнаружение аддуктов ДНК.

  • Микроорганизмы в качестве тест-систем

    Salmonella typhimurium (тест Эймса), Saccharomyces cerevisae (альфа-тест).

  • Лекция 8. Растения и животные в качестве тест-систем

    Особенности растительных организмов, позволяющие их использовать в качестве тест-систем. Наиболее часто используемые в скрининге мутагенов растительные тест-системы. Оценка качества окружающей среды с помощью традесканции (мутации в клетках тычиночных нитей, микроядерный тест). Дрозофила – объект для исследования мутагенности токсикантов (метод Меллер-5).

  • Лекция 9. Генетический мониторинг природных популяций

    Понятие об экологической генетике. Основные направления генетического мониторинга природных популяций. Хлорелла – объект для проведения исследований динамики мутационного процесса в популяциях. Закономерности мутационного процесса в радиоактивно облучаемых популяциях. Реакция популяции на стресс.

  • Лекция 10. Методы генетического мониторинга человека (часть I)

    Методы изучения генетической структуры популяций. Исследование мутационного процесса в половых клетках человека и снижение генетического груза популяции.

  • Лекция 11. Методы генетического мониторинга человека (часть II)

    Оценка миграционных потоков аллелей. Оценка мутагенеза в соматических клетках человека.

  • Лекция 12. Генетический мониторинг трансгенов

    Общий статус трансгенных культур в мире. Риски, связанные с интродукцией трансгенных растений в окружающую среду. Основные методы генетического мониторинга трансгенов.

  • Тематический блок 1. Цели, задачи и место генетического мониторинга в системе наук

    Цели генетического мониторинга. Задачи генетического мониторинга. Подходы к генетическому мониторингу.

  • Тематический блок 2. Факторы, вызывающие наследственные изменения

    Классификация мутагенных факторов. Физические факторы: УФ-излучение, ЭМ-излучение, СВЧ-излучение, КВЧ-излучение, УВЧ-излучение, ИК-излучение, оптическое излучение. Химические факторы: нитроароматические компоненты, полиароматические гидрокарбонаты, полициклические ароматические амины, нитрозамины, тяжелые металлы, пестициды. Действие металлов на наследственный аппарат клетки.

  • Тематический блок 3. Базовые принципы генотоксических тестов

    Тесты на растениях: анализ мутаций на генном уровне, цитогенетический анализ тканей растений, флуоресцентная in situ гибридизация, анафазный метод и микроядерный тест, алкалиновый метод комет, определение флуктуирующей асимметрии растений. Тесты на животных: выявление структурных и количественных аберраций хромосом, метод флуоресцентной гибридизации in situ, микроядерный тест, комета-тест, гель-электрофорезный тест, обнаружение аддуктов ДНК.

  • Тематический блок 4. Характеристика тест-систем для генетического мониторинга

    Микроорганизмы в качестве тест-систем: Salmonella typhimurium (тест Эймса), Saccharomyces cerevisae (альфа-тест). Растения в качестве тест-систем: особенности растительных организмов, позволяющие их использовать в качестве тест-систем; наиболее часто используемые в скрининге мутагенов растительные тест-системы; оценка качества окружающей среды с помощью традесканции (мутации в клетках тычиночных нитей, микроядерный тест). Животные в качестве тест-систем: дрозофила – объект для исследования мутагенности токсикантов (метод Меллер-5).

  • Тематический блок 5. Генетический мониторинг природных популяций

    Понятие об экологической генетике. Основные направления генетического мониторинга природных популяций. Хлорелла – объект для проведения исследований динамики мутационного процесса в популяциях. Закономерности мутационного процесса в радиоактивно облучаемых популяциях. Реакция популяции на стресс.


  • Тематический блок 6. Проведение теста Эймсаъ

    Приготовление стоковых растворов мутагенов (бромистый этидий 50 мкг/мл; фурациллин 50 мкг/мл). Приготовление растворов мутагенов с меньшей концентрацией путем разведения стоковых растворов (бромистый этидий: 10 мкг/мл; 0,5 мкг/мл); (фурациллин: 20 мкг/мл; 5 мкг/мл; 1 мкг/мл). Стерилизация растворов мутагенов путем пропускания через бактериальные фильтры.

    Посев индикаторных штаммов S. typhimurium (ТА100; ТА98) на LB-среду с последующей инкубацией при 37°С в течение суток.

    Приготовление суспензий клеток S. typhimurium (ТА100; ТА98) в физиологическом растворе. Приготовление фракции S9.

    Внесение исследуемых растворов мутагенов, микросомной активированной смеси, фракции S9 и суспензий индикаторных бактерий в полужидкий агар. Посев индикаторных штаммов, путем разливания полученной их смеси с мутагенами и микросомной активированной смесью, содержащей фракцию S9, на плотную среду.

    Подсчет колоний ревертантов His+. Заполнение рабочих таблиц.


  • Тематический блок 7. Проведение альфа-теста на дрожжах

    Посев двух родительских штаммов S. cerevisae в жидкую среду с последующей инкубацией при 30°С в течение суток.

    Приготовление суспензий клеток S. cerevisae в физиологическом растворе. Высев суспензий  клеток обоих штаммов S. cerevisae на плотную среду. Нанесение на среду в центре чашки диска фильтровальной бумаги с раствором испытуемого мутагена. Инкубация чашек при 30°С в течение суток.

    Перепечатывание полученных колоний на селективную среду с последующей инкубацией при 30°С в течение 2-3 суток.

    Учет результатов. Оформление протокола в рабочей тетради.


  • Тематический блок 8. Методы генетического мониторинга человека

    Методы изучения генетической структуры популяций. Исследование мутационного процесса в половых клетках человека и снижение генетического груза популяции. Оценка миграционных потоков аллелей. Оценка мутагенеза в соматических клетках человека.

  • Тематический блок 9. Генетический мониторинг трансгенов

    Общий статус трансгенных культур в мире. Риски, связанные с интродукцией трансгенных растений в окружающую среду. Основные методы генетического мониторинга трансгенов.

  • Тематический блок 10. Проведение ПЦР-диагностики генетически модифицированных организмов

    Пробоподготовка и первый этап выделения ДНК: гомогенизация ломтиков сырого картофеля или вымоченных в дистиллированной воде семян кукурузы (сои) в фарфоровых ступках с лизирующим буфером при помощи пестика; инкубация суспензий в микропробирках при 65°С в течение 15 мин; фенольно-хлороформная депротеинизация; осаждение ДНК 96%-ным этиловым спиртом.

    Второй этап выделения ДНК: переосаждение ДНК 70%-ным этиловым спиртом; лиофилизация ДНК с последующим растворением в ТЕ-буфере.

    Подготовка реакционной смеси, настройка термоциклера и проведение амплификации.

    Приготовление агарозного геля. Учет результатов ПЦР методом горизонтального электрофореза.


  • ФОС

  • Методические и иные документы, разработанные для обеспечения образовательного процесса

  • Самостоятельная работа обучающегося

  • Дополнительные материалы

  • Тестовые задания по дисциплине "Мониторинг мутагенного загрязнения окружающей среды "

  • Промежуточная аттестация

  • Самостоятельная работа обучающихся: теоретическая часть

  • Самостоятельная работа обучающихся: практическая часть

  • Самостоятельная работа обучающихся: оценочная часть

  • Контрольный раздел самостоятельной работы обучающихся