Перейти к основному содержанию
ЭИОП ВолгГМУ
  • В начало
  • Дополнительно
Вы используете гостевой доступ
Вход
В начало
Пропустить Категории курсов
Категории курсов
  • ВАЖНО! Технические вопросы работы с порталом
  • Предуниверсарий ВолгГМУ
  • Медицинский колледж
  • Ординатура
  • Аспирантура
  • Кафедра акушерства и гинекологии
  • Кафедра амбулаторной и скорой медицинской помощи
  • Кафедра анатомии
  • Кафедра биологии
  • Кафедра клинической инженерии и технологий искусственного интеллекта
  • Кафедра внутренних болезней
  • Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии
  • Кафедра госпитальной терапии, ВПТ
  • Кафедра госпитальной хирургии
  • Кафедра дерматовенерологии
  • Кафедра детских болезней
  • Кафедра детских болезней педиатрического факультета
  • Кафедра детских инфекционных болезней
  • Кафедра детской хирургии
  • Кафедра иммунологии и аллергологии
  • Кафедра инфекционных болезней с эпидемиологией и тропической медициной
  • Кафедра иностранных и латинского языков
  • Кафедра истории и культурологии
  • Кафедра кардиологии, сердечно-сосудистой и торакальной хирургии Института НМФО
  • Кафедра клинической лабораторной диагностики
  • Кафедра клинической фармакологии и интенсивной терапии
  • Кафедра лучевой диагностики
  • Кафедра медицинской реабилитации и спортивной медицины
  • Кафедра безопасности жизнедеятельности
  • Кафедра микробиологии
  • Кафедра молекулярной биологии и генетики
  • Кафедра неврологии, нейрохирургии, медицинской генетики
  • Кафедра нормальной физиологии
  • Кафедра общей гигиены и экологии
  • Кафедра общей и клинической психологии
  • Кафедра общей хирургии
  • Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
  • Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Института НМФО
  • Кафедра онкологии
  • Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии
  • Кафедра ортопедической стоматологии
  • Кафедра оториноларингологии
  • Кафедра офтальмологии
  • Кафедра патологической анатомии
  • Кафедра патофизиологии, клинической патофизиологии
  • Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний
  • Кафедра профильных гигиенических дисциплин
  • Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии
  • Кафедра русского языка и социально-культурной адаптации
  • Кафедра стоматологии детского возраста
  • Кафедра терапевтической стоматологии
  • Кафедра травматологии, ортопедии и ВПХ
  • Кафедра урологии
  • Кафедра факультетской терапии
  • Кафедра факультетской хирургии
  • Кафедра фармакологии и биоинформатики
  • Кафедра фармацевтической, токсикологической химии, фармакогнозии и ботаники
  • Кафедра физики, математики и информатики
  • Кафедра физической культуры и здоровья
  • Кафедра философии, биоэтики и права
  • Кафедра фтизиопульмонологии
  • Кафедра фундаментальной и клинической биохимии
  • Кафедра фундаментальной медицины и биологии
  • Кафедра химии
  • Кафедра хирургических болезней № 1 Института НМФО
  • Кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
  • Кафедра экономики и менеджмента
  • ФОС для оценки уровня сформированности компетенции по образовательным программам
  • Мониторинг удовлетворённости участников отношений в сфере образования качеством и условиями образовательной деятельности
  • Тестовая категория
  • Подготовительное отделение
  • Государственная итоговая аттестация
  • Для обучающихся по программам дополнительного профессионального образования ДПО
  • Для обучающихся по специальности "Медицинская биохимия"
  • Анкетирование
  • Фабрика процессов
  • Для обучающихся по программам дополнительного образования ДО
  • Кафедра судебной медицины
  • Кафедры организации фармацевтического дела, фармацевтической технологии и биотехнологии
  • Кафедра ортопедической стоматологии и ортодонтии Института НМФО
  • Кафедра онкологии, гематологии и трансплантологии Института НМФО
  • Кафедра неврологии, психиатрии, мануальной медицины и медицинской реабилитации Института НМФО
  • Кафедра лучевой, функциональной и лабораторной диагностики Института НМФО
  • Кафедра внутренних болезней Института НМФО
  • Кафедра хирургических болезней № 2 Института НМФО
  • УИР
Все курсы ...
  1. Кафедра биологии
  2. Для обучающихся по специальности "Медицинская биохимия"
  3. ЧВМБ
  4. демэкология

демэкология

Требуемые условия завершения

Задача 1. Анализ структуры популяции

Предположим, вы проводите исследование популяционной динамики зайца-русака (Lepus europaeus) в лесостепной зоне Центрального Черноземья. Используя собранную вами информацию, заполните следующую таблицу, отражающую возрастную структуру популяции на начало текущего сезона размножения (весна):

Возрастная группаЧисленность особей
Молодняк прошлого года350
Взрослые особи старше 1 года200
Старшие взрослые особи старше 3-х лет50

Затем рассчитайте долю каждой возрастной группы (%), сделайте вывод о преобладающей группе и предположите возможные причины наблюдаемого соотношения возрастных категорий.


Задача 2. Моделирование изменения численности популяции

Допустим, численность зайцев-вегетарианцев изменяется согласно уравнению логистического роста, которое выглядит следующим образом:

Nt+1=Nt+rNt(1−NtK),Nt+1​=Nt​+rNt​(1−KNt​​),

где:

  • NtNt​ — численность на данном временном интервале,
  • r=0.5r=0.5 — коэффициент прироста,
  • K=1000K=1000 — ёмкость среды.

Начальная численность составляет N0=100N0​=100. Рассчитайте динамику численности популяции зайцев за ближайшие пять поколений (t=0,…,4t=0,…,4), заполнив следующую таблицу:

Время tНомер поколенияЧисленность Nt
00100
11?
22?
33?
44?

Сделайте заключение о характере изменения численности зайцев и возможных факторах, влияющих на её рост.


Задача 3. Экологический эксперимент: влияние факторов среды на выживаемость молодняка

Рассмотрите гипотезу о том, что кормовые ресурсы влияют на смертность молодых зайцев. Вы провели опыт, разделив группу молодых зайцев на две подгруппы:

  • Подгруппа А получает стандартный рацион питания.
  • Подгруппа Б дополнительно обогащается витаминно-минеральными комплексами.

Через месяц наблюдения были получены следующие данные:

ГруппаКоличество выживших молодых зайцев
А60
Б80

Проверьте статистическую значимость различий в долях выживших между двумя группами методом χ2χ2-критерия Пирсона (подробности расчёта см. ниже). Используйте уровень значимости α=0.05α=0.05.

Формула критерия Пирсона:

χ2=∑(O−E)2E,χ2=∑E(O−E)2​,

где:

  • O — наблюдаемые частоты,
  • E — ожидаемые частоты (рассчитываются исходя из общей доли выживших во всей выборке).

Рассчитайте критерий и интерпретируйте полученный результат. Сделайте вывод о достоверности различия выживаемости двух групп и предложите меры для повышения жизнеспособности молодого поголовья.


Эти задания позволят освоить базовые принципы демэкологии, научиться анализировать популяционную структуру и моделировать динамику численности, а также провести простейший экологический эксперимент и оценить полученные результаты методами статистики.


Служба поддержки сайта
Вы используете гостевой доступ (Вход)
Сводка хранения данных
Скачать мобильное приложение
На платформе Moodle