демэкология
Задача 1. Анализ структуры популяции
Предположим, вы проводите исследование популяционной динамики зайца-русака (Lepus europaeus) в лесостепной зоне Центрального Черноземья. Используя собранную вами информацию, заполните следующую таблицу, отражающую возрастную структуру популяции на начало текущего сезона размножения (весна):
Возрастная группа | Численность особей |
---|---|
Молодняк прошлого года | 350 |
Взрослые особи старше 1 года | 200 |
Старшие взрослые особи старше 3-х лет | 50 |
Затем рассчитайте долю каждой возрастной группы (%), сделайте вывод о преобладающей группе и предположите возможные причины наблюдаемого соотношения возрастных категорий.
Задача 2. Моделирование изменения численности популяции
Допустим, численность зайцев-вегетарианцев изменяется согласно уравнению логистического роста, которое выглядит следующим образом:
где:
- — численность на данном временном интервале,
- — коэффициент прироста,
- — ёмкость среды.
Начальная численность составляет . Рассчитайте динамику численности популяции зайцев за ближайшие пять поколений (), заполнив следующую таблицу:
Время t | Номер поколения | Численность Nt |
---|---|---|
0 | 0 | 100 |
1 | 1 | ? |
2 | 2 | ? |
3 | 3 | ? |
4 | 4 | ? |
Сделайте заключение о характере изменения численности зайцев и возможных факторах, влияющих на её рост.
Задача 3. Экологический эксперимент: влияние факторов среды на выживаемость молодняка
Рассмотрите гипотезу о том, что кормовые ресурсы влияют на смертность молодых зайцев. Вы провели опыт, разделив группу молодых зайцев на две подгруппы:
- Подгруппа А получает стандартный рацион питания.
- Подгруппа Б дополнительно обогащается витаминно-минеральными комплексами.
Через месяц наблюдения были получены следующие данные:
Группа | Количество выживших молодых зайцев |
---|---|
А | 60 |
Б | 80 |
Проверьте статистическую значимость различий в долях выживших между двумя группами методом -критерия Пирсона (подробности расчёта см. ниже). Используйте уровень значимости .
Формула критерия Пирсона:
где:
- O — наблюдаемые частоты,
- E — ожидаемые частоты (рассчитываются исходя из общей доли выживших во всей выборке).
Рассчитайте критерий и интерпретируйте полученный результат. Сделайте вывод о достоверности различия выживаемости двух групп и предложите меры для повышения жизнеспособности молодого поголовья.
Эти задания позволят освоить базовые принципы демэкологии, научиться анализировать популяционную структуру и моделировать динамику численности, а также провести простейший экологический эксперимент и оценить полученные результаты методами статистики.