Перейти к основному содержанию
ЭИОП ВолгГМУ
  • В начало
  • Дополнительно
Вы используете гостевой доступ
Вход
В начало
Пропустить Категории курсов
Категории курсов
  • ВАЖНО! Технические вопросы работы с порталом
  • Предуниверсарий ВолгГМУ
  • Медицинский колледж
  • Ординатура
  • Аспирантура
  • Кафедра акушерства и гинекологии
  • Кафедра амбулаторной и скорой медицинской помощи
  • Кафедра анатомии
  • Кафедра биологии
  • Кафедра клинической инженерии и технологий искусственного интеллекта
  • Кафедра внутренних болезней
  • Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии
  • Кафедра госпитальной терапии, ВПТ
  • Кафедра госпитальной хирургии
  • Кафедра дерматовенерологии
  • Кафедра детских болезней
  • Кафедра детских болезней педиатрического факультета
  • Кафедра детских инфекционных болезней
  • Кафедра детской хирургии
  • Кафедра иммунологии и аллергологии
  • Кафедра инфекционных болезней с эпидемиологией и тропической медициной
  • Кафедра иностранных и латинского языков
  • Кафедра истории и культурологии
  • Кафедра кардиологии, сердечно-сосудистой и торакальной хирургии Института НМФО
  • Кафедра клинической лабораторной диагностики
  • Кафедра клинической фармакологии и интенсивной терапии
  • Кафедра лучевой диагностики
  • Кафедра медицинской реабилитации и спортивной медицины
  • Кафедра безопасности жизнедеятельности
  • Кафедра микробиологии
  • Кафедра молекулярной биологии и генетики
  • Кафедра неврологии, нейрохирургии, медицинской генетики
  • Кафедра нормальной физиологии
  • Кафедра общей гигиены и экологии
  • Кафедра общей и клинической психологии
  • Кафедра общей хирургии
  • Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
  • Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Института НМФО
  • Кафедра онкологии
  • Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии
  • Кафедра ортопедической стоматологии
  • Кафедра оториноларингологии
  • Кафедра офтальмологии
  • Кафедра патологической анатомии
  • Кафедра патофизиологии, клинической патофизиологии
  • Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний
  • Кафедра профильных гигиенических дисциплин
  • Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии
  • Кафедра русского языка и социально-культурной адаптации
  • Кафедра стоматологии детского возраста
  • Кафедра терапевтической стоматологии
  • Кафедра травматологии, ортопедии и ВПХ
  • Кафедра урологии
  • Кафедра факультетской терапии
  • Кафедра факультетской хирургии
  • Кафедра фармакологии и биоинформатики
  • Кафедра фармацевтической, токсикологической химии, фармакогнозии и ботаники
  • Кафедра физики, математики и информатики
  • Кафедра физической культуры и здоровья
  • Кафедра философии, биоэтики и права
  • Кафедра фтизиопульмонологии
  • Кафедра фундаментальной и клинической биохимии
  • Кафедра фундаментальной медицины и биологии
  • Кафедра химии
  • Кафедра хирургических болезней № 1 Института НМФО
  • Кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
  • Кафедра экономики и менеджмента
  • ФОС для оценки уровня сформированности компетенции по образовательным программам
  • Мониторинг удовлетворённости участников отношений в сфере образования качеством и условиями образовательной деятельности
  • Тестовая категория
  • Подготовительное отделение
  • Государственная итоговая аттестация
  • Для обучающихся по программам дополнительного профессионального образования ДПО
  • Для обучающихся по специальности "Медицинская биохимия"
  • Анкетирование
  • Фабрика процессов
  • Для обучающихся по программам дополнительного образования ДО
  • Кафедра судебной медицины
  • Кафедры организации фармацевтического дела, фармацевтической технологии и биотехнологии
  • Кафедра ортопедической стоматологии и ортодонтии Института НМФО
  • Кафедра онкологии, гематологии и трансплантологии Института НМФО
  • Кафедра неврологии, психиатрии, мануальной медицины и медицинской реабилитации Института НМФО
  • Кафедра лучевой, функциональной и лабораторной диагностики Института НМФО
  • Кафедра внутренних болезней Института НМФО
  • Кафедра хирургических болезней № 2 Института НМФО
  • УИР
Все курсы ...
  1. Кафедра биологии
  2. Для обучающихся по специальности "Медицинская биохимия"
  3. ЧВМБ
  4. филогенез дыхательной системы

филогенез дыхательной системы

Требуемые условия завершения

Кейс-задание по теме «Филогенез дыхательной системы»

Цель задания:

Изучить эволюционное развитие дыхательных систем у различных групп животных и выделить основные этапы их становления и сложности.


Порядок выполнения задания:

  1. Теоретическая подготовка: Ознакомьтесь с классификацией животных и ключевыми этапами эволюции дыхательной системы. Обратите внимание на способы газообмена у одноклеточных, губок, кишечнополостных, плоских и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.
  2. Анализ сравнительных данных: Создайте таблицу, отображающую сравнительную характеристику дыхательной системы разных групп животных.
  3. Решение проблемной ситуации: Решите практическую задачу, основанную на анализе конкретных примеров дыхательной системы животных и выяснении направлений эволюции.

Шаг 1. Таблица сравнения дыхательной системы

Группы животныхОрганы дыханияСтруктура и функции дыхательной системыЭтап эволюции
ОдноклеточныеПоверхностный обмен газовПрямой диффузионный газообмен через клеточную мембрануПервичная стадия обмена кислорода
ГубкиКожные клеткиГазообмен осуществляется непосредственно поверхностью телаПриспособленность к водной среде
КишечнополостныеЩупальца и поверхность телаГазообмен поверхностный, ограниченно эффективенВодная среда, низкая потребность в кислороде
Плоские червиЭпителиальные тканиБез специальных органов дыхания, дыхание кожноеМалоподвижные формы, низкое потребление кислорода
Кольчатые червиБрюшные жабры, трахеиПоявляются первичные внешние органы дыхания (брюшные жабры)Более активная жизнь, повышенная потребность в кислороде
МоллюскиБронхиолы, лёгкиеПоявление лёгких у некоторых классов (улитки)Переход к воздушному дыханию
ЧленистоногиеТрахеи и жабрыСистема трахей и бронхиального аппарата обеспечивает эффективное снабжение кислородом тканейВысокая подвижность и активное передвижение
РыбыЖабрыСпециальные органы для извлечения кислорода из водыОсновной путь перехода к воздуху
АмфибииЛегкие, кожаДвоякое дыхание, одновременное использование легких и кожных покрововПереход к суше, первая попытка освоения воздушной среды
РептилииЛёгкиеНастоящие легкие, обеспечивают полноценное воздушное дыханиеУлучшение метаболизма и освоение сухих мест обитания
ПтицыЛегкие, воздушные мешкиУникальная конструкция воздушных мешков, обеспечивающая высокую вентиляциюОптимизированная подача воздуха для полёта
МлекопитающиеЛегкиеПолноценные альвеолярные лёгкие, обеспечение высокой потребности в кислородеСовершенствование жизнедеятельности на суше

Шаг 2. Решение практической задачи

Проблема:

Рассмотрите, как устроены дыхательные системы у земноводных и пресмыкающихся, и объясните, почему они отличаются и какую выгоду приносит каждая из них своим представителям.

Вопросы для анализа:

  1. Почему у земноводных наряду с легкими сохраняется возможность кожного дыхания?
  2. Почему дыхательная система пресмыкающихся становится более сложной по сравнению с земноводными?
  3. Как повлияла смена образа жизни (водная → полуводная → сухопутная) на эволюцию дыхательной системы?

Выводы:

Постарайтесь сформулировать общую картину этапов эволюции дыхательной системы, демонстрируя движение от простых к сложным структурам и функциональным особенностям.


Результат выполнения задания:

По итогам проделанной работы у вас должно сформироваться четкое представление о последовательных этапах эволюции дыхательной системы и особенностях функционирования дыхательных аппаратов у разных групп животных. Это даст возможность глубоко понимать и сопоставлять эволюционные адаптации в рамках филогенеза.


Служба поддержки сайта
Вы используете гостевой доступ (Вход)
Сводка хранения данных
Скачать мобильное приложение
На платформе Moodle