филогенез дыхательной системы
Кейс-задание по теме «Филогенез дыхательной системы»
Цель задания:
Изучить эволюционное развитие дыхательных систем у различных групп животных и выделить основные этапы их становления и сложности.
Порядок выполнения задания:
- Теоретическая подготовка: Ознакомьтесь с классификацией животных и ключевыми этапами эволюции дыхательной системы. Обратите внимание на способы газообмена у одноклеточных, губок, кишечнополостных, плоских и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.
- Анализ сравнительных данных: Создайте таблицу, отображающую сравнительную характеристику дыхательной системы разных групп животных.
- Решение проблемной ситуации: Решите практическую задачу, основанную на анализе конкретных примеров дыхательной системы животных и выяснении направлений эволюции.
Шаг 1. Таблица сравнения дыхательной системы
Группы животных | Органы дыхания | Структура и функции дыхательной системы | Этап эволюции |
---|---|---|---|
Одноклеточные | Поверхностный обмен газов | Прямой диффузионный газообмен через клеточную мембрану | Первичная стадия обмена кислорода |
Губки | Кожные клетки | Газообмен осуществляется непосредственно поверхностью тела | Приспособленность к водной среде |
Кишечнополостные | Щупальца и поверхность тела | Газообмен поверхностный, ограниченно эффективен | Водная среда, низкая потребность в кислороде |
Плоские черви | Эпителиальные ткани | Без специальных органов дыхания, дыхание кожное | Малоподвижные формы, низкое потребление кислорода |
Кольчатые черви | Брюшные жабры, трахеи | Появляются первичные внешние органы дыхания (брюшные жабры) | Более активная жизнь, повышенная потребность в кислороде |
Моллюски | Бронхиолы, лёгкие | Появление лёгких у некоторых классов (улитки) | Переход к воздушному дыханию |
Членистоногие | Трахеи и жабры | Система трахей и бронхиального аппарата обеспечивает эффективное снабжение кислородом тканей | Высокая подвижность и активное передвижение |
Рыбы | Жабры | Специальные органы для извлечения кислорода из воды | Основной путь перехода к воздуху |
Амфибии | Легкие, кожа | Двоякое дыхание, одновременное использование легких и кожных покровов | Переход к суше, первая попытка освоения воздушной среды |
Рептилии | Лёгкие | Настоящие легкие, обеспечивают полноценное воздушное дыхание | Улучшение метаболизма и освоение сухих мест обитания |
Птицы | Легкие, воздушные мешки | Уникальная конструкция воздушных мешков, обеспечивающая высокую вентиляцию | Оптимизированная подача воздуха для полёта |
Млекопитающие | Легкие | Полноценные альвеолярные лёгкие, обеспечение высокой потребности в кислороде | Совершенствование жизнедеятельности на суше |
Шаг 2. Решение практической задачи
Проблема:
Рассмотрите, как устроены дыхательные системы у земноводных и пресмыкающихся, и объясните, почему они отличаются и какую выгоду приносит каждая из них своим представителям.
Вопросы для анализа:
- Почему у земноводных наряду с легкими сохраняется возможность кожного дыхания?
- Почему дыхательная система пресмыкающихся становится более сложной по сравнению с земноводными?
- Как повлияла смена образа жизни (водная → полуводная → сухопутная) на эволюцию дыхательной системы?
Выводы:
Постарайтесь сформулировать общую картину этапов эволюции дыхательной системы, демонстрируя движение от простых к сложным структурам и функциональным особенностям.
Результат выполнения задания:
По итогам проделанной работы у вас должно сформироваться четкое представление о последовательных этапах эволюции дыхательной системы и особенностях функционирования дыхательных аппаратов у разных групп животных. Это даст возможность глубоко понимать и сопоставлять эволюционные адаптации в рамках филогенеза.