Науке известны некоторые мутации генов, которые способствуют развитию ожирения. Характерно, что эти видоизменения генов, ответственны так же за развитие сахарного диабета 2 типа и иных заболеваний, которые проявляются нарушением гормонального баланса в организме. Чаще всего, такие мутации проявляются в генах, которые кодируют белки, работающие в сигнальной системе, которая регулирует необходимое количество резервной энергии. Ее организм запасает в виде липидов клеток жировой ткани.
Сигнальный путь начинается белком Лептином, производимым клетками жировой ткани. Количество этого белка прямо пропорционально массе жировой ткани в организме. Лептин, воздействуя на окончания чувствительных нервных клеток, посредством рецепторов, подает сигнал в гипоталамо-гипофизарную систему, которая запускает выработку меланокортина, биологически активного вещества, которое снижает аппетит. Если есть генные мутации, которые неправильно кодируют любой белок участвующий в этом процессе, то нарушается вся цепочка тормозящая аппетит, что приводит к развитию ожирения.
Врожденный недостаток лептина
Этот синдром встречается редко. Он связан с тем, что мутирует ген, который сдвигает рамку считывания, записанной последовательности генов, информации. Карта генома человека определяет это положение, как ΔG133. В этом случае наследственной патологии, синтезируется видоизмененный Лептин, который не может покинуть жировые клетки. В мире известно около тысячи семей, в которых проживают люди, страдающие такой наследственной патологией. Лечение заключается во введении в организм нормального Лептина.
Врожденная недостаточность рецепторов Лептина
Еще более редкий синдром, который связывают с мутацией, приводящей к неспособности рецепторов гипоталамо-гипофизарной системы воспринимать Лептин. Сегодня в мире известно не более сотни семей, где наследуется данный признак. Корректировать врожденную недостаточность рецепторов, не представляется возможным.
Мутация гена проопиометалокортина (РОМС)
Эта врожденная форма ожирения характеризуется синтезом белка, в который вместо аргинина, встраивается аминокислота глицин (позиция Arg236Gly). Встречается всего в 1% случаев наследственно детерминированного ожирения. Данная патология сопровождается недостатком аденокортикотропного гормона гипофиза (АКТГ) и красноватым оттенком волос.
Мутация гена РС-1
Функция фермента, производство которого кодирует данный ген, заключается в формировании гормонов АКТГ и меланокортина, посредством специфического разделения РОМС. При этой патологии возникают симптомы, которые аналогичны мутации гена РОМС, но специфическим является повышенное содержание в крови проинсулина (предшественника инсулина). Гиперпроинсулинемия возникает потому, что нормальный ген РС-1 кодирует производство инсулина из своих предшественников, что не происходит при этой болезни.
Мутации в гене меланокортина 4 типа (MC4R)
Самая частая форма генетически обусловленного ожирения. Наблюдается приблизительно в 6% всех диагностируемых случаев ожирения. Уже известны 15 разновидностей мутации этого гена. Более чем в 95% случаев, определяется одна и та же мутация, которая поражает примерно 1,3% всего населения планеты.
Тем не менее, все перечисленные выше мутации вызывают не фактическое ожирение, а переедание, которое приводит к накоплению избыточной массы. Мозг человека не получает сигналов о достаточных резервных запасах жира в организме. Если мутацию Лептина можно корректировать, вводя его нормальный аналог, то все остальные мутации не поддаются терапии, из-за невозможности повлиять на мутированные рецепторы. Во втором случае приходится прибегать к любым известным способам ограничения приема пищи. Иногда этого удается достичь только применением оперативных методик лечения.
Сегодня не приходится говорить о выявлении всех факторов генетической предрасположенности к ожирению. Не разработаны эффективные методы генной терапии и гормональной коррекции последствий мутаций. Но диагностика известных генных мутаций помогает, в прогностическом плане, оценивать возможности применения того или иного метода лечения, что особенно важно при планируемом хирургическом вмешательстве. А выявление генной мутации у конкретного пациента, позволяет планировать радикальное лечение.