Теоретико-методологические основы управления социально-экономическими системами (организациями).
Менеджмент как вид деятельности и как наука.
Сущность
функций менеджмента и их взаимосвязь. Краткая характеристика функций.
Стратегическое планирование. Кадровая работа и мотивация персонала. Понятие
мотивации. Потребности и мотивационное поведение. Мотивы, стимулы, потребности,
интересы. Вознаграждение.
Методы
менеджмента и их классификация. Организационно-административные методы
управления: организационное регламентирование, нормирование,
организационно-методическое инструктирование, распорядительное воздействие,
согласительные, рекомендации. Экономические методы управления, их преимущества
и ограничения. Правовые методы управления, их преимущества и ограничения.
Социально-психологические методы управления.
Периодизация
истории менеджмента. Донаучный этап развития менеджмента. Управленческие
революции в истории человечества. Научный этап развития управленческой мысли.
Классификация подходов и школ менеджмента.
Типы
руководителей и стили руководства в системе менеджмента организации. Эффективность менеджмента организации.
Принятие
решения в процессе управления организацией. Классификация управленческих
решений: программируемые и непрограммируемые; организационные и индивидуальные;
оперативные и стратегические. Этапы рационального решения проблемы: диагноз
проблемы, формулировка ограничений и критериев для принятия решений, выявление
альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы, реализация альтернативы
Организация
как открытая система. Понятие и необходимость изучения внешней среды
организации. Макросреда организации и ее основные компоненты. Деловая среда
организации. Оценка и анализ деловой среды организации
Теория
организации как наука об организациях: предмет, цели и задачи. Понятие
организации. Признаки организации. Виды организации. Организация как
социотехническая система. Системные свойства организации: неаддитивность,
эмерджентность, синергичность, самосохранение. Внутренняя среда организации.
Миссия, цели и задачи организации. «Дерево целей» как метод систематизации
целей и задач. Разделение труда. Структура организации. Люди и мотивы их поведения.
Ресурсы и технологии
Понятие
законов организации. Основополагающие законы организации: закон синергии, закон
самосохранения, закон развития. Законы организации второго уровня: закон
информативности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон
композиции и пропорциональности. Общее и особенное в функционировании, развитии
и управлении организациями.
Понятие
организационного поведения. Основные силы, определяющие организационное
поведение: люди, организационная структура, технологическое обеспечение,
внешняя среда. Базисные концепции организационного поведения. Объяснение
организационного поведения с позиций природы человека. Объяснение
организационного поведения с позиций природы организации. Эволюция концепций
управления организационным поведением: ориентированная на человеческие ресурсы,
ситуационная, ориентированная на результаты, системная. Модели организационного
поведения.
Лидерство и подходы к его изучению. Традиционные
концепции лидерства: теория лидерских качеств и теория лидерского поведения.
Ситуационные теории лидерства. Новейшие теории лидерства
Концепция
организационной культуры. Формирование и развитие организационной культуры.
Культура и эффективность организации. Национальные особенности организационной
культуры.
Понятие
конфликта и его роль в современной организации. Виды конфликтов. Этапы
конфликта, причины его возникновения. Типы реакции на конфликт. Методы и инструменты
разрешения конфликтов.