Методология научного эксперимента
Тематический план
-
-
Дисциплина в весеннем семестре 2025-2026 уч.г. не реализуется
Семинарские занятия для группы 201 и 202 будут проходить: ул. Рокоссовского, 1Г, кабинет 2-28Лекционные занятия для групп 201-202 будут проходить: ауд. № 2-18/КИМ, 20
Аудитории уточняйте в кабинете 2 -31
-
-
-
Доцент кафедры Стрыгин А.В.
-
Ассистент Тарасов А.С.
-
-
Фиксация на занятиях лекционного типа проводится в очном формате на кафедре фундаментальной медицины и биологии в 2025 - 2026 учебном году.
-
-
-
-
Тематический блок № 1.Введение в научное исследование. Сущность и цели эксперимента. Понятие науки и научного познания. Роль эксперимента в системе научных методов. Цели и задачи научного эксперимента: установление фактов, проверка гипотез, открытие новых
-
Тематический блок №2. Классификация научных экспериментов. Критерии классификации: условия проведения (лабораторные, натурные, вычислительные), цель (поисковые, проверочные, решающие), и другие. преимущества и ограничения различных типов экспериментов.
-
Тематический блок №3. Логическая структура научного исследования. Этапы исследовательского цикла: от идентификации проблемы и постановки вопроса до получения результатов и выдвижения новых вопросов. Критерии научности: валидность, надежность, воспроизвод
-
Тематический блок №4. Формулировка научной проблемы и гипотезы. Выбор и определение актуальной проблемы исследования. Правила построения проверяемых научных гипотез.
-
Тематический блок № 5. Переменные в эксперименте. Виды переменных: независимые, зависимые, контрольные, внешние. Операционализация переменных: как перевести теоретическое понятие в измеряемый показатель.
-
Тематический блок №6. Планирование эксперимента. Выбор дизайна. Понятие дизайна исследования. Обзор основных схем:рандомизированные эксперименты, факторные планы, квазиэкспериментальный дизайн. Выбор оптимального дизайна для проверки конкретной гипотезы
-
Тематический блок № 7.Выборка и мощность эксперимента. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативность. Методы формирования выборки (случайная, стратифицированная и др.). Определение необходимого объема выборки. Понятие статистической мощности
-
Тематический блок №8.Измерительные системы и инструменты. Точность, прецизионность, чувствительность измерительных инструментов. Калибровка и верификация оборудования. Современные измерительные комплексы и системы сбора данных.
-
Тематический блок № 9. Контроль в эксперименте. Угрозы валидности: внутренней и внешней. Методы контроля внешних переменных (стабилизация, рандомизация, элиминация). Роль контрольных и интактных групп, слепых/двойных слепых протоколов, использование плаце
-
Тематический блок № 10.Современные технологии в экспериментальной практике. Автоматизация экспериментальных установок и сбора данных. Виртуальные и дистанционные лаборатории. Введение в использование AI и машинного обучения для управления экспериментом
-
Тематический блок №11. Первичная обработка и визуализация данных. Систематизация и описание данных. Таблицы сопряженности.Основы эффективной визуализации: построение графиков, диаграмм (столбчатых, круговых, scatter plot и т.д.). Выбор типа визуализации д
-
Тематический блок № 12. Статистическая проверка гипотез. Основы статистического вывода. Нулевая и альтернативная гипотезы. Параметрические и непараметрические критерии: t- тест, U-критерий Манна-Уитни. Введение в дисперсионный анализ (ANOVA) для сравнен
-
Тематический блок №13. Анализ связей между переменными. Корреляционный анализ: измерение силы и направления связи. Регрессионный анализ: предсказание значения одной переменной на основе другой. Обработка погрешностей и оценка неопределенностей измерений
-
Тематический блок №14. Интерпретация и представление результатов. От данных к выводам: анализ причинно-следственных связей и корреляций. Оценка достоверности, статистической и практической значимости результатов. Структура и правила оформления научного от
-
Тематический блок №15. Этические нормы в научном исследовании. Принципы академической честности. Авторское право и заимствования. Предотвращение фальсификации и фабрикации данных. Этика публикаций и рецензирования. Ответственное проведение исследований с
-
Тематический блок №16.Специальные вопросы и современные тенденции в методологии. Междисциплинарные исследования: особенности планирования и проведения. Репликация исследований и мета- анализ как инструменты обобщения знания. Открытая наука (Open Science
-
-
Уважаемые обучающиеся, самостоятельная работа ─ важная составляющая образовательного процесса в высшей учебном заведении. Рейтинг СРО в семестре соответствует оценке обучающегося за выполнение электронного учебного курса для организации самостоятельной работы обучающихся по данной дисциплине на электронном информационно-образовательном портале ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России.
Отсутствием текущей задолженности считается значение Rсро более 61 балла.
-
-
-