Дисциплина "Клиническая фармакология" (2025)
Тематический план
-
-
Канал (с возможностью комментирования) создан для объявлений, общения с преподавателем и между участниками.
-
-
-
-
Запись онлайн-встречи с выпускными курсами специалитета 17 февраля 2021 года (в рамках проекта: Профессиональная траектория «Специалитет-Ординатура»). 30-минутное выступление перед будущими клиническими ординаторами о том, что такое клиническая фармакология, и чем занимаются клинические фармакологи.
-
1. Почему, на ваш взгляд, выступление названо "Путь во врачебную элиту и эксперты— через клиническую фармакологию"?
2. Каких известных волгоградских фармакологов и клинических фармакологов вы знаете?
Напишите это кратко в тестовом файле или файле Ворд, и загрузите в систему. -
Просмотреть
-
Короткая лекция о современной фармакоэкономике для ординаторов разных специальностей.
-
1. Какие характеристики лекарственных препаратов изучает (и рассчитывает) фармакоэкономика? Укажите все 3 с деталями.
2. Перечислите виды затрат, оцениваемые в процессе фармакоэкономического анализа.
3. Перечислите методы фармакоэкономического анализа (не менее 4-х).
Напишите это кратко в тестовом файле или файле Ворд, и загрузите в систему.
-
-
-
Для тех, кому важно разобраться, можно посмотреть и послушать два свежих (2021 г.) выступления нашего коллеги - клинического фармаколога О.Б.Талибова, размещенные в открытом доступе.
-
Революция в клинической медицине — принципиально новый метод лечения, генная терапия. Выступление главного специалиста Минздрава России по медицинской генетике на нашем недавнем всероссийском мероприятии. Доступно и просто об очень сложном и интересном. На наш взгляд, хорошая иллюстрация темы фармакодинамики.
-
Документ взят из открытого источника на сайте ДЗ Москвы.
-
-
День 3. Фармаконадзор. Предупреждение, выявление и регистрация нежелательных лекарственных реакций. Дополнительные темы.
-
Полнотекстовые статьи по проблемам лекарственной безопасности в открытом доступе
-
Выступление главного внештатного клинического фармаколога КЗО ВО и ЮФО М.Ю.Фролова на заседании Волгоградского областного общества кардиологов "Сердечно-сосудистые заболевания и COVID-19" в январе 2021 г.
-
Заполните извещение, скачанное с сайта Росздравнадзора.
Выберите любой препарат, часто применяемый в вашей специальности (если в вашей специальности вы не назначаете лекарства людям, выберите любой препарат из любой области). Ознакомьтесь с инструкцией, разделом "Побочные эффекты" к этому препарату, скачав ее с сайта ГРЛС. Заполните извещение, указав нежелательную реакцию, якобы возникшую при его приеме вашим пациентом и вызвавшую угрозу жизни или клинически значимое событие. Обратите внимание на то, что такого побочного эффекта не должно быть указано в официальной инструкции к назначенному прпепарату.
Внимание: если вы уже заполняли такое извещение, задача не будет для вас сложной - в хороших клиниках врачи заполняют их регулярно (пример - волгоградская ГУЗ "ГКБСМП № 25"). Если вы делаете это впервые, вам потребуется разобраться.
Скачайте себе на компьютер полезный документ: "Стандартная операционная процедура мониторинга эффективности и безопасности лекарственных препаратов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города москвы для врачей общей практики и среднего медицинского персонала". Методические рекомендации № 25, Москва, 2019. по ссылке https://www.tdgb-mos.ru/docs/metodicheskie-rekomendacii.pdf
Заполнив извещение, подгрузите его в систему. Это обязательное задание для всех. Разобравшиеся в теме и загрузившие правильно извещение также могут попасть в число слушателей, получающих зачет "автоматом".Критерии оценки:
5 баллов: извещение заполнено правильно, описанная ситуация и препарат соответствуют друг другу, пациент получал более 5 лекарственных препаратов, по шкале Наранжо категории степеней достоверности взаимосвязи "НПР-лекарство" (в результате ответов на 10 вопросов) определяются как:
определенная (9 и более баллов) или вероятная (5-8 баллов). Извещение загружено на сайт в срок (1 сутки с момента начала лекции по этой теме).4 балла: извещение заполнено правильно, описанная ситуация и препарат соответствуют друг другу, пациент получал более 3 лекарственных препаратов, по шкале Наранжо категории степеней достоверности взаимосвязи "НПР-лекарство" (в результате ответов на 10 вопросов) определяются как:
возможная (1-4 балла). Извещение загружено на сайт с опозданием (2-3 суток с момента начала лекции по этой теме).3 балла: извещение заполнено с замечаниями, есть вопросы к описанной ситуации и указанному препарату, пациент получал более 1-2 лекарственных препарата, по шкале Наранжо категории степеней достоверности взаимосвязи "НПР-лекарство" (в результате ответов на 10 вопросов) определяются как:
возможная (1-4 балла). Либо извещение загружено на сайт с опозданием (более 2-3 суток с момента начала лекции по этой теме).
-
День 4. Чем лечить? Принципы рациональной фармакотерапии. Информационный поиск в работе врача: лекарства в центре внимания. Дополнительные темы.
-
Просмотреть Дать ответ на задание
Напишите короткое (до 1,5 страниц текста) эссе на тему "какое значение имеет клинико-фармакологическое мышление и знание клинической фармакологии в реальной практике моей специальности".
Напишите своими словами, как вы это понимаете. По возможности структурируйте свой ответ, выделите важное, можно привести пример. Если ваша деятельность не связана с лекарствами совсем, напишите о роли КФ в работе врачей первичного звена.
Работа оценивается "зачет/незачет"
-
-
"...В публикации представлен краткий обзор законодательных рамок информационного исследования в медицине, а также проведен обзор основных ресурсов как библиографических баз данных, так и других. Описаны различные стратегии информационного поиска, которые зависят от цели обзора (плана исследования информации и критериев включения). Настоящая статья посвящена основам процесса обзора в рамках научных исследований по медицине и оценки технологий здравоохранения"
-
Короткий 11-минутный ролик от преподавателей наших коллег из Semey Medical University (одного из крупнейших медицинских вузов Казахстана).
-
-
День 5. Антимикробная химиотерапия (клиническая фармакология противомикробных препаратов). Дополнительные темы.
-
См. разделы:
3. Лечение, включая медикаментозную и немедикаментозную терапии, диетотерапию, обезболивание, медицинские показания и противопоказания к применению методов лечения.5. Профилактика и диспансерное наблюдение, медицинские показания и противопоказания к применению методов профилактики (включая антибиотикопрофилактику).
-
-
Для групп короткого цикла (6 занятий) - зачет включает в себя решение клинической задачи.
К зачету допускаются все выполнившие программу (2 обязательных задания-эссе, извещение НПР и посещение всех онлайн-занятий). В качестве отработки пропущенного занятия возможно выполнение 2-х дополнительных заданий.NB! Не выполнившие программу также могут решить задачу, но она будет оценена только после выполнения программы.
-
-
День 7. Клиническая фармакология обезболивающих и противовоспалительных препаратов. Дополнительные темы.
-
Текст рекомендаций рекомендуется в качестве основного материала для изучения темы КФ НПВП врачами и клиническими ординаторами разных специальностей.
-
Ссылка на полный текст статьи в "Русском медицинском журнале", 2017
-
Ссылка на полный текст публикации в журнале "Эндодонтия Today"
-
Обращаем внимание, что разработка датирована 2006 годом.
-
Глюкокортикоиды (а также ГИБП и другие ЛП) см. 3. Лечение, включая медикаментозную и немедикаментозную терапии, диетотерапию, обезболивание, медицинские показания и противопоказания к применению методов лечения
-
-
-
Не забываем: каждый день у вас вы выбираете для изучения дополнительные темы из материалов цикла в ЭИОС, важные по вашей специальности!
-
-
Ваше задание: эссе на тему профилактики и лечения тромбозов в практике врачей вашей специальности. Вводится на странице задания (файлы не подгружаются), текст должен быть ваш (копирование со страниц из интернета не засчитывается).
Время выполнения задания - сутки с момента окончания занятия (в 23.50 14 февраля прием ответов закончится).
-
-
Сайт Babyrisk.ru Северо-Западного медицинского центра безопасности лекарственных средств при беременности и лактации. Целевая аудитория ресурса - врачи и пациенты.
-
Обзор UpToDate 2024 г.
-
-
-
-
Для всех групп зачёт включает в себя решение:
Тест 1 - 5 тестовых вопросов, каждая из которых представляет собой клиническую задачу по темам клинической фармакологии, которые мы разбирали на нашем двухнедельном цикле. При внешней сложности задачи просты, верным является один из 4 предложенных ответов.
Тест 2 - 5 тестовых вопросов, каждый из которых представляет собой упрощённую клиническую задачу по 3-м темам клинической фармакологии, которые мы разбирали на нашем двухнедельном цикле. В их 2 варианта, "да" или "нет", надо выбрать правильный.
Дается 1 попытка.
К зачету допускаются все выполнившие программу (для 6-дневного цикла это 1 эссе, извещение НПР, посещение всех лекций, цифровой след в 6 занятиях цикла;
для 12-дневного - 1 эссе, извещение НПР, посещение всех лекций, цифровой след в 12 занятиях цикла.NB! Не выполнившие программу также могут выполнять зачетные тесты, но зачет будет поставлен только после выполнения программы.
-
-
-
Материал по ссылке открытого доступа на YouTube от белорусского коллеги, лекция 2020 года. Материал структурирован и доходчиво изложен. Рекомендуется в качестве дополнительного материала.
-
Не входит в программу цикла
-
-
-
-
Ссылка на открытый ресурс: Фармакологическая группа — Контрастные средства на сайте РЛС. Рекомендуется для краткого ознакомления ординаторами непрофильных специальностей.
-
Библиотека документов Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения Москвы. Для поиска используйте фильтры в левой колонке страницы. Интересный образец открытого ресурса и правильной организации информационных процессов в ГБУЗ (не клиниченская фармакология!)
-
-
Ключевые слова: гериатрическая фармакология, фармакотерапия, нежелательные лекарственные реакции, фармакодинамика, фармакокинетика
-