СРО_Физиология труда менеджера (III семестр)
Тематический план
-
-
Уважаемые обучающиеся!
Вы зачислены на электронный учебный курс для организации самостоятельной работы обучающихся, который создан в поддержку дисциплины "Физиология труда менеджера" (далее, соответственно, – ЭУК СРО или курс, СРО). С содержательной структурой данного курса можно ознакомиться в файле "Технологическая карта".
В информационно-организационном разделе содержится общая информация для участников курса, включая методические и иные документы, разработанные для обеспечения образовательного процесса в части выполнения внеаудиторной СРО при освоении дисциплины "Физиология труда менеджера".
Обращаем ваше внимание, что содержательно данный курс соответствует тематическому блоку СРО "Современные аспекты сохранения здоровья менеджера" и предназначен для более углубленного освоения следующих модулей дисциплины – "Неблагоприятные факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения", "Риски здоровью населения, связанные с качеством атмосферного воздуха", "Современные аспекты формирования здорового образа жизни среди взрослого населения", "Здоровый образ жизни. Традиционное и интенсивное закаливание - гигиенические аспекты организации", "Физкультура и спорт - компоненты здоровьесберегающих технологий" соответственно.
ЭУК СРО состоит из пяти содержательных разделов, каждый из которых включает в себя три части – теоретическую, практическую и оценочную. В конце курса приведен обобщающий (интегральный) контрольный раздел по всему материалу содержательных разделов ЭУК СРО.
Крайним сроком выполнения СРО считать 10.01.2026 г.
По итогам последовательного прохождения всех представленных в данном курсе элементов формируется рейтинг самостоятельной работы обучающегося в рамках дисциплины (Rсро). Отсутствием текущей задолженности считается значение Rсро более 61 балла. Критерии оценки результатов выполнения СРО представлены в Порядке проведения аттестации по дисциплине "Физиология труда менеджера" для обучающихся по вашей образовательной программе на текущий учебный год.
-
-
-
Уважаемые обучающиеся!
В рамках прохождения теоретической части данного раздела ЭУК для организации СРО вам необходимо прослушать видеолекцию , а также внимательно изучить предлагаемый теоретический материал к видеолекции (разделу), представленный в форме презентации с активными гиперссылками на упомянутые (дополнительные) ресурсы.
По итогам изучения материалов теоретической части вам необходимо закрепить и углубить полученную информацию при работе с материалами практической части, а на завершающем этапе освоения содержательного раздела перейти к выполнению соответствующих тестовых заданий оценочной части.
-
-
Пожалуйста, пройдите по представленной ссылке для ознакомления с монографией Мамина, Р. Г. "Урбанизация и экологическая безопасность территории новой Москвы" : монография / Мамин Р. Г. , Орехов Г. В. , Байрашева А. А. - Москва : Издательство АСВ, 2015.
Вам требуется прочесть Главу 1 "Современная урбанизация, геоэкология и охрана окружающей среды." стр. 6-17.
-
-
Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00
-
Внимательно ознакомьтесь с методическими указаниями «Урбанистические тенденции городской среды». Изучите вопросы об экологической безопасности городской среды, в том числе о гигиенических параметрах и анализе антропогенных факторов.
-
Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00
-
Уважаемые обучающиеся!
В рамках прохождения теоретической части данного раздела ЭУК для организации СРО вам необходимо прослушать видеолекцию , а также внимательно изучить предлагаемый теоретический материал к видеолекции (разделу), представленный в форме презентации с активными гиперссылками на упомянутые (дополнительные) ресурсы.
По итогам изучения материалов теоретической части вам необходимо закрепить и углубить полученную информацию при работе с материалами практической части, а на завершающем этапе освоения содержательного раздела перейти к выполнению соответствующих тестовых заданий оценочной части.
-
-
Ознакомьтесь с Главой 2 "Гигиена воздушной среды" в приложенном по ссылке материале:
Архангельский, В. И. Гигиена и экология человека : учебник / В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 176 с. - ISBN 978-5-9704-7654-3, DOI: 10.33029/9704-7654-3-HHE-2023-1-176.
-
-
Нормативные правовые акты для выполнения заданий практической части:
1. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
https://docs.cntd.ru/document/901729631
2. Федеральный Закон от 4.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха».https://docs.cntd.ru/document/901732276
3. Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
природной среды».https://docs.cntd.ru/document/901808297
4. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"https://docs.cntd.ru/document/573536177
5. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
https://base.garant.ru/400274954/
-
Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00
Ответьте на следующие вопросы используя материал Теоретической части и обозначенные нормативные документы:
- Химический состав атмосферного воздуха, гигиеническое значение его компонентов.
- Понятие «загрязнение воздуха». Источники загрязнения атмосферного воздуха: природные и техногенные.
- Закономерности распределения в атмосферном воздухе загрязняющих веществ.
- Типы критической погоды.
- Гигиеническое значений загрязнений атмосферного воздуха.
- Влияние загрязнений атмосферного воздуха на здоровье населения. Ближайшие и отдаленные последствия.
- Гигиеническое нормирование вредных веществ в атмосферном воздухе. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе как критерий санитарной оценки.
- 8. Охрана атмосферного воздуха: основные мероприятия.
- Технологические и санитарно-технические мероприятия по охране атмосферного воздуха.
- Архитектурно-планировочные мероприятия по охране атмосферного воздуха.
- Организация наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы. Мониторинг атмосферного воздуха.
-
Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00
Задача 1
По данным лабораторных исследований максимально-разовые концентрации в приземном слое атмосферного воздуха на границе санитарно защитной зоны составляют:
- Диоксид серы – 0,3 мг/м3
- Оксид углерода – 2,5 мг/м3
- Диоксид азота – 0,07 мг/м3
- Взвешенные вещества – 0,4 мг/м3
Задание:
1. Дайте гигиеническую оценку состояния атмосферного воздуха, руководствуясь нормативными документами.
2. Какие нарушения в состоянии здоровья населения, проживающего на территории, примыкающей к границе санитарно-защитной зоны, могут иметь место. Ответ обоснуйте.
Задача 2
На территории населенного пункта Н. планируется строительство стационара на 1000 коек. Участок под застройку располагается на окраине города с наветренной стороны. В 50 м от участка располагается транзитная автомобильная дорога, в 150 м – железнодорожное депо. Участок вплотную прилегает к селитебной зоне, застроенной 5-, 9- этажными зданиями.
Анализ атмосферного воздуха показал: максимально-разовые концентрации взвешенных веществ составили 0,5 мг/м3, СО – 6 мг/м3, NO – 0,2 мг/м3.
Задание:
1. Оцените возможность размещения лечебного учреждения с учетом качества атмосферного воздуха и суммарного эффекта действия загрязняющих веществ, используя нормативные документы.
2. Учитывалась ли роза ветров при выборе участка под застройку .Задача 3
Школа расположена в 26 метрах от автомагистрали и на расстоянии 80 м от котельной. При исследовании воздуха было выявлено, что среднесуточные концентрации диоксида серы составляют – 0,7 мг/м3, оксида азота – 0,092
мг/м3; взвешенных веществ – 0,8 мг/м3; оксида углерода – 5,0 мг/м3; сажи – 0,17 мг/м3.
Задание.
1. Дайте гигиеническую оценку состояния атмосферного воздуха, руководствуясь нормативными документами.
2. Какие изменения в состоянии здоровья школьников можно прогнозировать, учитывая качество атмосферного воздуха.
Задача 4
Основное направление ветра в городе Н. северо-западное. Детская больница расположена юго-восточнее промышленного предприятия. На расстоянии 50 м находится автомагистраль с интенсивным автомобильным движением. На северо-западе на расстоянии 200 м расположен машиностроительный комплекс.При анализе атмосферного воздуха были получены следующие данные о среднесуточной концентрации веществ, загрязняющих атмосферу: азота диоксид – 0,03 мг/м3, серы диоксид – 0,04 мг/м3, фенол – 0,002 мг/м3, углерода оксид – 1,2 мг/м3.
Задание:
1. Дайте гигиеническую оценку состояния атмосферного воздуха, руководствуясь нормативными документами.2. Оцените расположение детской больницы с учетом розы ветров.
-
-
Уважаемые обучающиеся!
В рамках прохождения теоретической части данного раздела ЭУК для организации СРО вам необходимо прослушать видеолекцию , а также внимательно изучить предлагаемый теоретический материал к видеолекции (разделу), представленный в форме презентации с активными гиперссылками на упомянутые (дополнительные) ресурсы.
По итогам изучения материалов теоретической части вам необходимо закрепить и углубить полученную информацию при работе с материалами практической части, а на завершающем этапе освоения содержательного раздела перейти к выполнению соответствующих тестовых заданий оценочной части.
-
-
Ознакомьтесь с текстом приказа Минздрава России №8 от 15.01.2020 "Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года".
-
Ознакомьтесь с содержанием документального фильма "Вредный здоровый образ жизни", приложенного ниже по ссылке.
-
Ознакомьтесь с содержанием видеолекции "Здоровый образ жизни как основа долголетия" по ссылке ниже.
-
-
Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00
Практическое задание по теме «Формирование здорового образа жизни»
Цель задания:
Научиться разрабатывать индивидуальный план формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), включающий физическую активность, питание, режим дня и психологическое здоровье.
Тема задания: "Мой ЗОЖ-план: шаг к здоровью"
Задание: Составить собственный план формирования здорового образа жизни, который будет соответствовать принципам здоровьесбережения и может быть использован как пример для других.
Задачи для выполнения:
1. Анализ текущего образа жизни
- Оцените свой уровень физической активности (сколько минут в день/неделю вы двигаетесь)
- Проанализируйте своё питание за неделю (часто ли употребляете овощи, фрукты, воду, сладкие напитки и т. д.)
- Укажите продолжительность сна и режим дня
- Оцените уровень стресса и методы его снижения
2. Поставьте цели (SMART)
- Конкретные, измеримые, достижимые, релевантные, ограниченные во времени
Примеры:
- «Увеличить потребление воды до 2 литров в день за 2 недели»
- «Делать зарядку ежедневно в течение месяца»
3. Разработайте план формирования ЗОЖ
Включите следующие компоненты:
Физическая активность:
- Виды активности (например, ходьба, бег, йога, фитнес и др.)
- Частота и длительность занятий (например, 30 мин ходьбы 5 раз в неделю)
Питание:
- Изменения в рационе (снижение сахара, увеличение овощей)
- Режим приёма пищи
Режим дня и сон:
- Время отхода ко сну и пробуждения
- Меры по улучшению качества сна
Психическое здоровье:
- Способы управления стрессом (медитация, прогулки, спорт и т. д.)
- Поддержка эмоционального состояния
Отказ от вредных привычек:
- Если есть — поставьте цель по снижению / отказу
- Если нет — определите меры профилактики
Самоконтроль и мотивация:
- Как вы будете отслеживать прогресс? (шагомер, дневник, приложения)
- Что вас будет мотивировать на изменения?
Пример недельного расписания, который можно использовать в качестве шаблона Вы можете найти в прикреплённом файле. -
Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00
Ситуационная задача 1
К врачу медицинского пункта предприятия обратилась группа взрослых пациентов (30–50 лет), работающих в отделе бухгалтерии, с жалобами на постоянную усталость, снижение работоспособности, набор массы тела, повышение артериального давления, раздражительность и плохой сон.
При опросе выяснилось:
- Работают по 9–10 часов в день за компьютером;
- Питаются нерегулярно: завтракают редко, обедают фастфудом, ужинают поздно;
- Физическая активность минимальна (поездки на личном авто, отсутствие спорта);
- Употребляют много кофе и сладких напитков;
- Спят менее 6 часов в сутки;
- Не посещают врача, не проходят диспансеризацию;
- Думают, что «всё пройдет само», но хотели бы улучшить качество жизни.
Вопросы к задаче:
1. Какие факторы риска развития неинфекционных заболеваний вы можете выделить у данных пациентов?
2. Какие основные компоненты здорового образа жизни необходимо сформировать у этой группы?
3. Какие меры можно предложить для формирования мотивации к изменению образа жизни?
4. Какие инструменты и методы работы с взрослым населением могут быть эффективны в данной ситуации?
5. Как организовать просветительскую работу с этой группой?
Задание к задаче:
Разработайте план индивидуальной программы коррекции образа жизни для одного из пациентов, включающий:
- Цели (краткосрочные и долгосрочные);
- Меры по изменению питания;
- Рекомендации по физической активности;
- Режим дня и рекомендации по сну;
- Методы мотивации и оценки прогресса.
Ситуационная задача 2
В центр здоровья обратился мужчина 38 лет с просьбой помочь организовать систему закаливания. Работает офисным сотрудником, большую часть времени проводит за компьютером, редко бывает на свежем воздухе. Часто болеет ОРВИ (4–5 раз в год), жалуется на утомляемость и снижение иммунитета. Спорт не практикует, но хочет начать заниматься своим здоровьем. Готов уделять закаливанию 15–20 минут в день. Противопоказаний к закаливанию у него нет.
Вопросы к задаче:
1. Какие виды закаливающих процедур вы можете предложить данному человеку?
2. Какие основные принципы закаливания необходимо соблюдать при его применении?
3. Как составить индивидуальный план закаливания с учетом его образа жизни и уровня подготовки?
4. Какие меры предосторожности необходимо учитывать при организации закаливания?
5. Как оценить эффективность проведенных закаливающих мероприятий?
Задание к задаче:
Предложите план закаливающих процедур на неделю с учетом режима дня пациента. Укажите:
- Время проведения;
- Вид процедуры;
- Температура воды / воздуха;
- Длительность;
- Возможные изменения в зависимости от самочувствия.
-
-
Уважаемые обучающиеся!
В рамках прохождения теоретической части данного раздела ЭУК для организации СРО вам необходимо прослушать видеолекцию , а также внимательно изучить предлагаемый теоретический материал к видеолекции (разделу), представленный в форме презентации с активными гиперссылками на упомянутые (дополнительные) ресурсы.
По итогам изучения материалов теоретической части вам необходимо закрепить и углубить полученную информацию при работе с материалами практической части, а на завершающем этапе освоения содержательного раздела перейти к выполнению соответствующих тестовых заданий оценочной части.
-
-
Прочитайте ознакомительную статью "Основные системы закаливания" по ссылке ниже.
-
-
Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00
Внимательно ознакомьтесь с учебным пособием «Теория физической культуры и спорта».
Ответьте на вопросы:
1. Какое место занимает теория физической культуры в системе наук?
2. Охарактеризуйте особенности теории физической культуры как учебной дисциплины.
3. Опишите этапы становления теории физической культуры.
4. Объясните содержание основных понятий теории физической культуры: «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая подготовка», «физическое образование».
5. Дайте сравнительную характеристику понятиям «физическая культура» и «физическое воспитание», «физическая культура» и «спорт».
6. Что является результатом физической подготовки?
7. Какими показателями характеризуется процесс физического развития?
8. Перечислите важнейшие показатели физически совершенного человека современности.
9. В чём смысл терминов «физическая рекреация» и «двигательная реабилитация»?
Внимательно посмотрите видео «Закаливание ребенка: виды и физиологические механизмы».
Изучите, какие существуют виды закаливания и их особенности? Среди них: воздушные процедуры, водные процедуры, солнечные ванны, тренировка дыхания, зимнее закаливание. Каковы физиологические механизмы закаливания? Какие есть принципы закаливания, и почему они важны? Среди них: постепенность, регулярность, индивидуальный подход, плавный переход, положительный настрой, безопасность. Есть ли противопоказания к закаливанию ребёнка, и что к ним относится? Почему при закаливании важно сочетать закаливающие факторы с физическими упражнениями, играми, спортом?
Внимательно посмотрите видео «Правила закаливания / Доктор24».
Как Вы думаете, как начать закаливаться, если сразу обливаться холодной водой страшно и неприятно? Какие правила соблюдать, чтобы процесс закаливания стал приятным и не навредил здоровью? Чем полезно закаливание? Кому закаливаться нужно обязательно? Почему весна — лучшее время для начала закаливания?
-
Ознакомьтесь с материалом "Теория физической культуры и спорта" А.Н. Пиянзин, А.А. Джалилов по стр. 32-42.
-
Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00
Задача №1. Дайте заключение о возможности принимать солнечные ванны на открытом воздухе детям 1 года жизни. Укажите какие необходимо дать профилактические рекомендации.
Задача №2. Ребенок 10 лет, во время осенних каникул переболел ОРВИ. Укажите в какие сроки ему рекомендуется приступить к общим (обливание) водным процедурам.
Задача №3. В детском оздоровительном лагере летом воспитатель проводит закаливание группы детей 5 лет купанием в озере. Дети (3 группа здоровья) находятся в лагере второй день. Температура воды +20º С., воздуха +30º С., 11 часов дня, дети купаются 15 минут. После купания у части детей отмечается озноб, синева губ. Отметьте ошибки воспитателя,дайте рекомендации.
Назначьте процедуру местных воздушных ванн группе детей 5 лет (2 группа здоровья, впервые приступающие к закаливанию, летний период года).
Задача №4. В детском оздоровительном лагере летом воспитатель проводит воздушные ванны в группе детей 5 лет (2 группы здоровья), начинающих закаливание. Температура воздуха в групповой 22º С, продолжительность воздушной ванны 5 минут. Правильно ли проводится закаливающая процедура? Дайте рекомендации по дальнейшему усилению закаливающего воздействия.
Задача №5. Врач проводит беседу с родителями в ДДУ об использовании закаливающих мероприятий в повседневной жизни детей. Врачу задали вопрос: «Как правильно приучать ребенка 2 лет к хождению босиком?» Дайте ответ на вопрос родителей и обоснуйте его.
-
-
Уважаемые обучающиеся!
В рамках прохождения теоретической части данного раздела ЭУК для организации СРО вам необходимо прослушать видеолекцию , а также внимательно изучить предлагаемый теоретический материал к видеолекции (разделу), представленный в форме презентации с активными гиперссылками на упомянутые (дополнительные) ресурсы.
По итогам изучения материалов теоретической части вам необходимо закрепить и углубить полученную информацию при работе с материалами практической части, а на завершающем этапе освоения содержательного раздела перейти к выполнению соответствующих тестовых заданий оценочной части.
-
-
Пожалуйста, ознакомьтесь с видеоматериалами по ссылке.
-
Ознакомиться со стр. 9-31 приложенного учебника.
-
-
-
Открыто с: Понедельник, 8 сентября 2025, 00:00Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00
Цель задания: научиться разрабатывать реалистичный план физической активности, соответствующий принципам здорового образа жизни, с учетом возрастных, профессиональных и индивидуальных особенностей.
Задание: составить для себя рекомендации по физической активности с учётом своих индивидуальных особенностей состояния здоровья, статуса питания, образа жизни в соответствии с поставленными задачами. Составить недельный план занятий физической активностью.
Задачи для выполнения:
- Улучшение общего состояния здоровья
- Снижение веса / поддержание формы
- Укрепление сердечно-сосудистой системы
- Повышение уровня энергии
Пути реализации:
1. Выберите подходящие виды физической активности с учётом ваших задач:
- Аэробные упражнения (например, ходьба, бег, плавание)
- Силовые тренировки
- Растяжка, йога
- Дыхательная гимнастика
- Физминутки на рабочем месте
2. Разработайте недельный план:
- Время занятий (утро, вечер, перерывы)
- Продолжительность (не менее 150 минут умеренной активности в неделю)
- Комбинации видов активности
- Возможные замены при плохом самочувствии
3. Определите меры мотивации:
- Как сохранять регулярность?
- Как отслеживать прогресс?
- Что делать при снижении интереса?
4. Укажите возможные препятствия и пути их преодоления:
- Нехватка времени
- Нет настроения
- Плохая погода
- Мало знаний о правильной технике
5. Предложите методы оценки эффективности:
- Изменение массы тела
- Улучшение самочувствия
- Уровень энергии и выносливости
- Контроль пульса и давления (при наличии)
-
Открыто с: Понедельник, 8 сентября 2025, 00:00Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00
Ситуационная задача 1
В офисе работают сотрудники, большую часть времени проводящие за компьютером. Многие из них жалуются на головные боли, усталость глаз, боли в спине и шее, снижение работоспособности. Руководство хочет внедрить элементы здоровьесберегающих технологий, чтобы улучшить общее состояние сотрудников.
Ответить на вопросы:
1. Какие физкультурно-оздоровительные мероприятия можно внедрить в рабочий процесс?
2. Какие виды физической активности наиболее подходят для профилактики гиподинамии?
3. Как оценить эффективность внедрённых мер?
Ситуационная задача 2
Ученик 8 класса часто жалуется на усталость, быстро утомляется на уроках и физкультуре, не любит заниматься спортом. У него избыточная масса тела, низкая физическая выносливость, плохое настроение. Учитель физкультуры заметил, что он старается уклониться от занятий, ссылаясь на плохое самочувствие.
Ответить на вопросы:
1. Какие здоровьесберегающие технологии можно использовать для работы со школьником?
2. Какую роль может сыграть физическая культура в улучшении его состояния?
3. Какие рекомендации вы бы дали родителям и самому ученику?
-
-
Контрольный раздел является завершающим интегральным элементом ЭУК СРО при освоении дисциплины «Физиология труда менеджера» и включает в себя ранее пройденные тестовые задания оценочных частей или их аналоги по всему материалу содержательных разделов курса.
Условием допуска к его прохождению является выполнение обучающимся всех предшествующих элементов курса, включая набор проходного балла (не менее 61/3,0) за пройденные тесты оценочной части каждого из представленных содержательных разделов.
Контрольный раздел считается успешно пройденным, а курс освоенным при наборе обучающимся минимального порогового значения - 61 балл по 100-балльной системе (соответствует 3,00 по 5-балльной системе).
Каждому обучающемуся система в случайном порядке предлагает 45 тестовых вопросов из банка.
Рекомендуемое время выполнения - 45 минут (1 акад. час).