Тематический план

    • Уважаемые обучающиеся!

      Вы зачислены на электронный учебный курс для организации самостоятельной работы обучающихся, который создан в поддержку дисциплины "Физиология труда менеджера" (далее, соответственно, – ЭУК СРО или курс, СРО). С содержательной структурой данного курса можно ознакомиться в файле ехнологическая карта".

      В информационно-организационном разделе содержится общая информация для участников курса, включая методические и иные документы, разработанные для обеспечения образовательного процесса в части выполнения внеаудиторной СРО при освоении дисциплины "Физиология труда менеджера".

      Обращаем ваше внимание, что содержательно данный курс соответствует тематическому блоку СРО "Современные аспекты сохранения здоровья менеджера" и предназначен для более углубленного освоения следующих модулей дисциплины – "Неблагоприятные факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения", "Риски здоровью населения, связанные с качеством атмосферного воздуха", "Современные аспекты формирования здорового образа жизни среди взрослого населения", "Здоровый образ жизни. Традиционное и интенсивное закаливание - гигиенические аспекты организации", "Физкультура и спорт - компоненты здоровьесберегающих технологий" соответственно. 

      ЭУК СРО состоит из пяти содержательных разделов, каждый из которых включает в себя три части – теоретическую, практическую и оценочную. В конце курса приведен обобщающий (интегральный) контрольный раздел по всему материалу содержательных разделов ЭУК СРО.

      Крайним сроком выполнения СРО считать 10.01.2026 г.

      По итогам последовательного прохождения всех представленных в данном курсе элементов формируется рейтинг самостоятельной работы обучающегося в рамках дисциплины (Rсро). Отсутствием текущей задолженности считается значение Rсро более 61 балла. Критерии оценки результатов выполнения СРО представлены в Порядке проведения аттестации по дисциплине "Физиология труда менеджера" для обучающихся по вашей образовательной программе на текущий учебный год.

  • 1. Неблагоприятные факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения

    Уважаемые обучающиеся!

    В рамках прохождения теоретической части данного раздела ЭУК для организации СРО вам необходимо прослушать видеолекцию , а также внимательно изучить предлагаемый теоретический материал к видеолекции (разделу), представленный в форме презентации с активными гиперссылками на упомянутые (дополнительные) ресурсы.

    По итогам изучения материалов теоретической части вам необходимо закрепить и углубить полученную информацию при работе с материалами практической части, а на завершающем этапе освоения содержательного раздела перейти к выполнению соответствующих тестовых заданий оценочной части.


  • 1.1. Теоретическая часть

  • 1.2. Практическая часть

  • 1.3. Оценочная часть

  • 2. Риски здоровью населения, связанные с качеством атмосферного воздуха

    Уважаемые обучающиеся!

    В рамках прохождения теоретической части данного раздела ЭУК для организации СРО вам необходимо прослушать видеолекцию , а также внимательно изучить предлагаемый теоретический материал к видеолекции (разделу), представленный в форме презентации с активными гиперссылками на упомянутые (дополнительные) ресурсы.

    По итогам изучения материалов теоретической части вам необходимо закрепить и углубить полученную информацию при работе с материалами практической части, а на завершающем этапе освоения содержательного раздела перейти к выполнению соответствующих тестовых заданий оценочной части.


  • 2.1. Теоретическая часть

  • 2.2. Практическая часть

    • Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00
      Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00

      Ответьте на следующие вопросы используя материал Теоретической части и обозначенные нормативные документы:

      1. Химический состав атмосферного воздуха, гигиеническое значение его компонентов.
      2. Понятие «загрязнение воздуха». Источники загрязнения атмосферного воздуха: природные и техногенные.
      3. Закономерности распределения в атмосферном воздухе загрязняющих веществ.
      4. Типы критической погоды.
      5. Гигиеническое значений загрязнений атмосферного воздуха.
      6. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на здоровье населения. Ближайшие и отдаленные последствия.
      7. Гигиеническое нормирование вредных веществ в атмосферном воздухе. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе как критерий санитарной оценки.
      8. 8. Охрана атмосферного воздуха: основные мероприятия.
      9. Технологические и санитарно-технические мероприятия по охране атмосферного воздуха.
      10. Архитектурно-планировочные мероприятия по охране атмосферного воздуха.
      11. Организация наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы. Мониторинг атмосферного воздуха.

    • Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00
      Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00

      Задача 1
        

      По данным лабораторных исследований максимально-разовые концентрации в приземном слое атмосферного воздуха на границе санитарно защитной зоны составляют:

      • Диоксид серы – 0,3 мг/м3
      • Оксид углерода – 2,5 мг/м3
      • Диоксид азота – 0,07 мг/м3
      • Взвешенные вещества – 0,4 мг/м3

      Задание: 

      1. Дайте гигиеническую оценку состояния атмосферного воздуха, руководствуясь нормативными документами.

      2. Какие нарушения  в состоянии здоровья населения, проживающего на территории,  примыкающей к границе санитарно-защитной зоны,  могут  иметь место. Ответ обоснуйте.

      Задача 2
         

      На территории населенного пункта Н. планируется строительство стационара на 1000 коек. Участок под застройку располагается на окраине города с наветренной стороны. В 50 м от участка располагается транзитная автомобильная дорога, в 150 м – железнодорожное депо. Участок вплотную прилегает к селитебной зоне, застроенной 5-, 9- этажными зданиями.

      Анализ атмосферного воздуха показал: максимально-разовые концентрации взвешенных веществ составили 0,5 мг/м3, СО – 6 мг/м3, NO – 0,2 мг/м3.

      Задание:

      1. Оцените возможность размещения лечебного учреждения с учетом качества атмосферного воздуха и суммарного эффекта действия загрязняющих веществ, используя нормативные документы.

      2. Учитывалась ли роза ветров при выборе участка под застройку .

      Задача 3
         

      Школа расположена в 26 метрах от автомагистрали и на расстоянии 80 м от котельной. При исследовании воздуха было выявлено, что среднесуточные концентрации диоксида серы составляют – 0,7 мг/м3, оксида азота – 0,092
      мг/м3; взвешенных веществ – 0,8 мг/м3; оксида углерода – 5,0 мг/м3; сажи – 0,17 мг/м3.

      Задание.

      1.  Дайте гигиеническую оценку состояния атмосферного воздуха, руководствуясь нормативными документами.

      2. Какие изменения в состоянии здоровья школьников можно прогнозировать, учитывая качество атмосферного воздуха. 

      Задача 4
      Основное направление ветра в городе Н. северо-западное. Детская больница расположена юго-восточнее промышленного предприятия. На расстоянии 50 м находится автомагистраль с интенсивным автомобильным движением. На северо-западе на расстоянии 200 м расположен машиностроительный комплекс.

      При анализе атмосферного воздуха были получены следующие данные о среднесуточной концентрации веществ, загрязняющих атмосферу: азота диоксид – 0,03 мг/м3, серы диоксид – 0,04 мг/м3, фенол – 0,002 мг/м3, углерода оксид – 1,2 мг/м3.

      Задание:
       1.  Дайте гигиеническую оценку состояния атмосферного воздуха, руководствуясь нормативными документами.

      2.  Оцените расположение детской больницы с учетом розы ветров. 


  • 2.3. Оценочная часть

  • 3. Современные аспекты формирования здорового образа жизни среди взрослого населения

    Уважаемые обучающиеся!

    В рамках прохождения теоретической части данного раздела ЭУК для организации СРО вам необходимо прослушать видеолекцию , а также внимательно изучить предлагаемый теоретический материал к видеолекции (разделу), представленный в форме презентации с активными гиперссылками на упомянутые (дополнительные) ресурсы.

    По итогам изучения материалов теоретической части вам необходимо закрепить и углубить полученную информацию при работе с материалами практической части, а на завершающем этапе освоения содержательного раздела перейти к выполнению соответствующих тестовых заданий оценочной части.

  • 3.1. Теоретическая часть

  • 3.2. Практическая часть

    • Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00
      Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00

      Практическое задание по теме «Формирование здорового образа жизни»

      Цель задания:

      Научиться разрабатывать индивидуальный план формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), включающий физическую активность, питание, режим дня и психологическое здоровье.

      Тема задания: "Мой ЗОЖ-план: шаг к здоровью"

      Задание: Составить собственный план формирования здорового образа жизни, который будет соответствовать принципам здоровьесбережения и может быть использован как пример для других.

       Задачи для выполнения:

      1. Анализ текущего образа жизни

      - Оцените свой уровень физической активности (сколько минут в день/неделю вы двигаетесь)  

      - Проанализируйте своё питание за неделю (часто ли употребляете овощи, фрукты, воду, сладкие напитки и т. д.)  

      - Укажите продолжительность сна и режим дня  

      - Оцените уровень стресса и методы его снижения

      2. Поставьте цели (SMART)

      - Конкретные, измеримые, достижимые, релевантные, ограниченные во времени 

      Примеры:

        - «Увеличить потребление воды до 2 литров в день за 2 недели»  

        - «Делать зарядку ежедневно в течение месяца»

      3. Разработайте план формирования ЗОЖ

      Включите следующие компоненты:

      Физическая активность:  

      - Виды активности (например, ходьба, бег, йога, фитнес и др.)  

      - Частота и длительность занятий (например, 30 мин ходьбы 5 раз в неделю)

      Питание:  

      - Изменения в рационе (снижение сахара, увеличение овощей)  

      - Режим приёма пищи  

      Режим дня и сон: 

      - Время отхода ко сну и пробуждения  

      - Меры по улучшению качества сна  

      Психическое здоровье: 

      - Способы управления стрессом (медитация, прогулки, спорт и т. д.)  

      - Поддержка эмоционального состояния  

      Отказ от вредных привычек: 

      - Если есть — поставьте цель по снижению / отказу  

      - Если нет — определите меры профилактики  

      Самоконтроль и мотивация:

      - Как вы будете отслеживать прогресс? (шагомер, дневник, приложения)  

      - Что вас будет мотивировать на изменения?

      Пример недельного расписания, который можно использовать в качестве шаблона Вы можете найти в прикреплённом файле.

    • Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00
      Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00

      Ситуационная задача 1 

      К врачу медицинского пункта предприятия обратилась группа взрослых пациентов (30–50 лет), работающих в отделе бухгалтерии, с жалобами на постоянную усталость, снижение работоспособности, набор массы тела, повышение артериального давления, раздражительность и плохой сон. 

      При опросе выяснилось:

      - Работают по 9–10 часов в день за компьютером;

      - Питаются нерегулярно: завтракают редко, обедают фастфудом, ужинают поздно;

      - Физическая активность минимальна (поездки на личном авто, отсутствие спорта);

      - Употребляют много кофе и сладких напитков;

      - Спят менее 6 часов в сутки;

      - Не посещают врача, не проходят диспансеризацию;

      - Думают, что «всё пройдет само», но хотели бы улучшить качество жизни.

      Вопросы к задаче:

      1. Какие факторы риска развития неинфекционных заболеваний вы можете выделить у данных пациентов?  

      2. Какие основные компоненты здорового образа жизни необходимо сформировать у этой группы?  

      3. Какие меры можно предложить для формирования мотивации к изменению образа жизни?  

      4. Какие инструменты и методы работы с взрослым населением могут быть эффективны в данной ситуации?  

      5. Как организовать просветительскую работу с этой группой?

      Задание к задаче:

      Разработайте план индивидуальной программы коррекции образа жизни для одного из пациентов, включающий:

      - Цели (краткосрочные и долгосрочные);  

      - Меры по изменению питания;  

      - Рекомендации по физической активности;  

      - Режим дня и рекомендации по сну;  

      - Методы мотивации и оценки прогресса.

       Ситуационная задача 2

      В центр здоровья обратился мужчина 38 лет с просьбой помочь организовать систему закаливания. Работает офисным сотрудником, большую часть времени проводит за компьютером, редко бывает на свежем воздухе. Часто болеет ОРВИ (4–5 раз в год), жалуется на утомляемость и снижение иммунитета. Спорт не практикует, но хочет начать заниматься своим здоровьем. Готов уделять закаливанию 15–20 минут в день. Противопоказаний к закаливанию у него нет.

       

      Вопросы к задаче:

       

      1. Какие виды закаливающих процедур вы можете предложить данному человеку?  

      2. Какие основные принципы закаливания необходимо соблюдать при его применении?  

      3. Как составить индивидуальный план закаливания с учетом его образа жизни и уровня подготовки?  

      4. Какие меры предосторожности необходимо учитывать при организации закаливания?  

      5. Как оценить эффективность проведенных закаливающих мероприятий?

      Задание к задаче:

      Предложите план закаливающих процедур на неделю  с учетом режима дня пациента. Укажите:

      - Время проведения;

      - Вид процедуры;

      - Температура воды / воздуха;

      - Длительность;

      - Возможные изменения в зависимости от самочувствия.


  • 3.3. Оценочная часть

  • 4. Здоровый образ жизни. Традиционное и интенсивное закаливание - гигиенические аспекты организации

    Уважаемые обучающиеся!

    В рамках прохождения теоретической части данного раздела ЭУК для организации СРО вам необходимо прослушать видеолекцию , а также внимательно изучить предлагаемый теоретический материал к видеолекции (разделу), представленный в форме презентации с активными гиперссылками на упомянутые (дополнительные) ресурсы.

    По итогам изучения материалов теоретической части вам необходимо закрепить и углубить полученную информацию при работе с материалами практической части, а на завершающем этапе освоения содержательного раздела перейти к выполнению соответствующих тестовых заданий оценочной части.

  • 4.1. Теоретическая часть

  • 4.2. Практическая часть

    • Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00
      Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00

      Внимательно ознакомьтесь с учебным пособием «Теория физической культуры и спорта».

      Ответьте на вопросы:

      1. Какое место занимает теория физической культуры в системе наук?

      2. Охарактеризуйте особенности теории физической культуры как учебной дисциплины.

      3. Опишите этапы становления теории физической культуры.

      4. Объясните содержание основных понятий теории физической культуры: «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая подготовка», «физическое образование».

      5. Дайте сравнительную характеристику понятиям «физическая культура» и «физическое воспитание», «физическая культура» и «спорт».

      6. Что является результатом физической подготовки?

      7. Какими показателями характеризуется процесс физического развития?

      8. Перечислите важнейшие показатели физически совершенного человека современности.

      9. В чём смысл терминов «физическая рекреация» и «двигательная реабилитация»?

      Внимательно посмотрите видео «Закаливание ребенка: виды и физиологические механизмы». 

      Изучите, какие существуют виды закаливания и их особенности? Среди них: воздушные процедуры, водные процедуры, солнечные ванны, тренировка дыхания, зимнее закаливание. Каковы физиологические механизмы закаливания? Какие есть принципы закаливания, и почему они важны? Среди них: постепенность, регулярность, индивидуальный подход, плавный переход, положительный настрой, безопасность. Есть ли противопоказания к закаливанию ребёнка, и что к ним относится? Почему при закаливании важно сочетать закаливающие факторы с физическими упражнениями, играми, спортом? 

      Внимательно посмотрите видео «Правила закаливания / Доктор24». 

      Как Вы думаете, как начать закаливаться, если сразу обливаться холодной водой страшно и неприятно? Какие правила соблюдать, чтобы процесс закаливания стал приятным и не навредил здоровью? Чем полезно закаливание? Кому закаливаться нужно обязательно? Почему весна — лучшее время для начала закаливания?


    • Ознакомьтесь с материалом "Теория физической культуры и спорта" А.Н. Пиянзин, А.А. Джалилов по стр. 32-42.

    • Открыто с: Четверг, 25 сентября 2025, 00:00
      Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00

      Задача №1. Дайте заключение о возможности принимать солнечные ванны на открытом воздухе детям 1 года жизни. Укажите какие необходимо дать профилактические рекомендации.

      Задача №2.  Ребенок 10 лет, во время осенних каникул переболел ОРВИ. Укажите в какие сроки ему рекомендуется приступить к общим (обливание) водным процедурам.

      Задача №3. В детском оздоровительном лагере летом воспитатель проводит закаливание группы детей 5 лет купанием в озере. Дети (3 группа здоровья) находятся в лагере второй день. Температура воды +20º С., воздуха +30º С., 11 часов дня, дети купаются 15 минут. После купания у части детей отмечается озноб, синева губ. Отметьте ошибки воспитателя,дайте рекомендации.

      Назначьте процедуру местных воздушных ванн группе детей 5 лет (2 группа здоровья, впервые приступающие к закаливанию, летний период года).

      Задача №4. В детском оздоровительном лагере летом воспитатель проводит воздушные ванны в группе детей 5 лет (2 группы здоровья), начинающих закаливание. Температура воздуха в групповой 22º С, продолжительность воздушной ванны 5 минут. Правильно ли проводится закаливающая процедура? Дайте рекомендации по дальнейшему усилению закаливающего воздействия.

      Задача №5. Врач проводит беседу с родителями в ДДУ об использовании закаливающих мероприятий в повседневной жизни детей. Врачу задали вопрос: «Как правильно приучать ребенка 2 лет к хождению босиком?» Дайте ответ на вопрос родителей и обоснуйте его.


  • 4.3. Оценочная часть

  • 5. Физкультура и спорт – компоненты здоровьесберегающих технологий

    Уважаемые обучающиеся!

    В рамках прохождения теоретической части данного раздела ЭУК для организации СРО вам необходимо прослушать видеолекцию , а также внимательно изучить предлагаемый теоретический материал к видеолекции (разделу), представленный в форме презентации с активными гиперссылками на упомянутые (дополнительные) ресурсы.

    По итогам изучения материалов теоретической части вам необходимо закрепить и углубить полученную информацию при работе с материалами практической части, а на завершающем этапе освоения содержательного раздела перейти к выполнению соответствующих тестовых заданий оценочной части.


  • 5.1. Теоретическая часть

  • 5.2. Практическая часть

    • Открыто с: Понедельник, 8 сентября 2025, 00:00
      Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00

      Цель задания: научиться разрабатывать реалистичный план физической активности, соответствующий принципам здорового образа жизни, с учетом возрастных, профессиональных и индивидуальных особенностей.

       

      Задание: составить для себя рекомендации по физической активности с учётом своих индивидуальных особенностей состояния здоровья, статуса питания, образа жизни в соответствии с поставленными задачами. Составить недельный план занятий физической активностью.

       

       Задачи для выполнения:

      - Улучшение общего состояния здоровья

      - Снижение веса / поддержание формы

      - Укрепление сердечно-сосудистой системы

      - Повышение уровня энергии

       

      Пути реализации:

      1. Выберите подходящие виды физической активности с учётом ваших задач:

      - Аэробные упражнения (например, ходьба, бег, плавание)

      - Силовые тренировки

      - Растяжка, йога

      - Дыхательная гимнастика

      - Физминутки на рабочем месте

       

       2. Разработайте недельный план:

      - Время занятий (утро, вечер, перерывы)

      - Продолжительность (не менее 150 минут умеренной активности в неделю)

      - Комбинации видов активности

      - Возможные замены при плохом самочувствии

       

      3. Определите меры мотивации:

      - Как сохранять регулярность?

      - Как отслеживать прогресс?

      - Что делать при снижении интереса?

       

      4. Укажите возможные препятствия и пути их преодоления:

      - Нехватка времени

      - Нет настроения

      - Плохая погода

      - Мало знаний о правильной технике

       

      5. Предложите методы оценки эффективности:

      - Изменение массы тела

      - Улучшение самочувствия

      - Уровень энергии и выносливости

      - Контроль пульса и давления (при наличии)


    • Открыто с: Понедельник, 8 сентября 2025, 00:00
      Срок сдачи: Суббота, 10 января 2026, 00:00

       Ситуационная задача 1

      В офисе работают сотрудники, большую часть времени проводящие за компьютером. Многие из них жалуются на головные боли, усталость глаз, боли в спине и шее, снижение работоспособности. Руководство хочет внедрить элементы здоровьесберегающих технологий, чтобы улучшить общее состояние сотрудников. 

      Ответить на вопросы:

      1. Какие физкультурно-оздоровительные мероприятия можно внедрить в рабочий процесс?  

      2. Какие виды физической активности наиболее подходят для профилактики гиподинамии?  

      3. Как оценить эффективность внедрённых мер? 

      Ситуационная задача 2 

      Ученик 8 класса часто жалуется на усталость, быстро утомляется на уроках и физкультуре, не любит заниматься спортом. У него избыточная масса тела, низкая физическая выносливость, плохое настроение. Учитель физкультуры заметил, что он старается уклониться от занятий, ссылаясь на плохое самочувствие.

       Ответить на вопросы:

      1. Какие здоровьесберегающие технологии можно использовать для работы со школьником?  

      2. Какую роль может сыграть физическая культура в улучшении его состояния?  

      3. Какие рекомендации вы бы дали родителям и самому ученику?


  • 5.3. Оценочная часть

  • Контрольный раздел

    Контрольный раздел является завершающим интегральным элементом ЭУК СРО при освоении дисциплины «Физиология труда менеджера» и включает в себя ранее пройденные тестовые задания оценочных частей или их аналоги по всему материалу содержательных разделов курса.

    Условием допуска к его прохождению является выполнение обучающимся всех предшествующих элементов курса, включая набор проходного балла (не менее 61/3,0) за пройденные тесты оценочной части каждого из представленных содержательных разделов. 

    Контрольный раздел считается успешно пройденным, а курс освоенным при наборе обучающимся минимального порогового значения - 61 балл по 100-балльной системе (соответствует 3,00 по 5-балльной системе).

    Каждому обучающемуся система в случайном порядке предлагает 45 тестовых вопросов из банка.

    Рекомендуемое время выполнения - 45 минут (1 акад. час).