Социальная работа с инвалидами
Тематический план
-
-
-
-
Вопросы для самопроверки и самоподготовки
1. В чем состоит специфика технологии социальной?
2. Каким образом можно типологизировать социальные технологии?
3. Что может стать объектом социальной технологии?
4. Как соотносятся между собой категории технология и деятельность?
5. Как соотносятся между собой понятия нормы и риска?
6. Что представляет собой субъект социальной технологии?
7. В чем состоит основной принцип конструирования социальной технологии?
8. Что означает «степень риска» в социальной технологии?
9. Что означает понятие среда внедрения технологии?
10. Социальные технологии в управлении общественными процессами.
11. Социальная работа как технология социального управления
12. Государственная система социальной работы.
13. Специфика и типология технологий социальной работы. Сущность, принципы и основные понятия социальной технологии
14. Социальные технологии в современном мире.
15. Социальные технологии в современной России.
-
-
-
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Дайте характеристику технологии социальной работы, назовите ее отличительные черты.
2. Значение и методика проведения (собеседования) интервью с клиентом в технологии социальной работы.
3. В чем заключаются особенности планирования социальной работы в процессе оказания помощи клиенту?
4. Разработайте методику, позволяющую изучить, оценить и составить характеристику основных моделей взаимодействия социального работника и клиента в социальном учреждении. При составлении методики следует принять во внимание такие показатели, как уровень доминирования социального работника при общении с клиентом на стадиях выбора и принятия решений; способность социального работника вызвать клиента к общению, поддержать его, выразить сочувствие; дружелюбный настрой, уважительное отношение к клиенту; равноправие в диалоге; способность социального работника принимать любые решения клиента. Проведите анализ, насколько разные способы взаимодействия социального работника и клиента влияют на изменение его ситуации.
5. Составьте гайд-интервью с клиентом, имеющим проблемное поведение, для определения его ожиданий относительно возможностей получения помощи в изменении сложившегося поведения, определения желаемых целей изменения нежелательного поведения.
6. Разработайте комплексную модель исследования ситуации клиента, включающую в процесс помощи элементы функционального и конструктивистского подхода.
-
-
-
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Дайте характеристику социальному адвокатированию как технологии. Есть ли, на ваш взгляд, ограничения для применения данной технологии в социальной работе в России?
2. Как, на ваш взгляд, меняется позиция адвоката в разных моделях социального адвокатирования?
3. Составьте рекомендации для защитника клиента социальной службы.
4. В чем, на ваш взгляд, должны заключаться функции социального работника, выступающего защитником клиента?
5. Может ли защитник интересов клиентов быть в штате социальной службы? Будет ли в этой ситуации конфликт интересов?
6. Что, на ваш взгляд, поменяется в управлении социальной службой, если налажены партнерские отношения с группой самозащиты, участвующей в контроле качества предоставления социальных услуг?
-
-
-
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. В чем заключается инновационный потенциал социального предпринимательства в решении социальных проблем?
2. Какие идеи из западной практики вы считаете наиболее перспективными для решения социальных проблем в российских условиях?
3. Выделите возможности и ограничения для развития социального бизнеса в России.
4. Прочитайте внимательно представленные примеры из практики социального предпринимательства. Типологизируйте их согласно классификациям, рассмотренным в данном разделе.
5. Воспользуйтесь открытыми источниками и найдите собственные примеры для каждого типа социального предприятия. Обоснуйте свой выбор.
6. Выделите основные сущностные черты социального предпринимательства.
7. Чем, на ваш взгляд, отличается социальное предпринимательство от социальной ответственности бизнеса и от традиционного предпринимательства?
-
-
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. В чем заключается инновационный потенциал краундфандинга в решении социальных проблем?
2. Выделите возможности и ограничения для развития краундфандинга в России.
3. Прочитайте внимательно описание краундфандинговых платформ. Типологизируйте их согласно классификациям, рассмотренным в данном разделе?
4. Проанализируйте социальные и благотворительные проекты на зарубежных и отечественных краундфандинговых платформах. Сравните тематику проектов, запрашиваемое финансирование, успешность сбора денежных средств, количество доноров, презентацию проектов, формат отчетности о потраченных средствах.
5. Найдите примеры успешных кампаний на любой платформе. Опишите технологии, которые авторы использовали для продвижения своего проекта. Выделите факторы, способствующие их успешности.
-
-
-
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Дайте определение ассистивных технологий.
2. Обозначьте барьеры, с которыми сталкиваются люди, имеющие ограниченные возможности здоровья.
3. Какие проблемы людей с ограничениями жизнедеятельности могут быть решены с помощью ассистивных технологий?
4. Какова роль ассистивных технологий в социальной инклюзии людей с особыми потребностями?
5. Какие проблемы затрудняют реализацию ассистивных технологий в России?
-
-
-
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Сформулируйте основные направления волонтерской деятельности в сфере социальной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения здоровья.
2. Определите, в чем заключаются причины низкой вовлеченности населения России в добровольческую деятельность.
3. Проанализируйте наиболее успешные практики корпоративной волонтерской деятельности, реализуемые компаниями Свердловской области. Какие направления помощи и поддержки являются наиболее востребованными? В чем заключаются трудности привлечения персонала организаций к волонтерству?
4. Этапы формирования волонтерского движения зарубежом и в России как технологии интеграции?
5. Этапы работы с волонтерами?
6. Нормативно-правовая база регулирующая волонтерскую деятельность.
7. Современные подходы к пониманию актуальности волонтерской деятельности.
-
-
Лекция 8/Тема 8 ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
-
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Сформулируйте основную идею экологического подхода как основы технологий социальной работы.
2. Сравните, какие цели могут быть достигнуты при применении работы с жизненными историями в практической работе и в образовании.
3. В чем состоит специфика нарратива как технологии работы? Приведите свой пример применения.
4. Что такое рефлексивная позиция специалиста и как можно ее развить? Предложите практическое упражнение.
5. В чем состоит специфика жизненных историй на жизненном этапе среднего возраста? В чем заключается отличие их функций от историй, актуальных для молодого и пожилого возраста?
6. Как вы можете определить понятие «конструирование»? Как эта способность связана с решением проблем и сложных жизненных обстоятельств?
7. Какими компетенциями должен обладать специалист? Почему понятие «устойчивость» связывается с личностной эффективностью?
8. Как бы вы смогли определить понятие «ментальное здоровье»? Каким образом можно его сохранить при работе со сложными жизненными ситуациями клиентов?
9. Как вы поняли суть упражнения «Внутренняя экспансия»? Попробуйте определить в процентах соотношение «идеального» и «реального» образов жизни.
10. После опыта описания будущего дня, что бы вы изменили свою жизнедеятельность в настоящее время? Какие ценности на данный момент являются определяющими для вашей жизнедеятельности? Вернитесь к вашей истории о будущем дне. Как вы могли бы ее сейчас изменить? Попробуйте повторить опыт написания истории о будущем дне. Что изменилось в новой истории?
11. Оцените результаты анализа развития личностной силы. Придумайте упражнения для развития недостаточных ресурсов.
12. Проанализируйте, что влияет на сохранение вашей личностной эффективности в соответствии с Big Five Model40. Какие эмоциональные и социальные компетенции вы лучше всего используете?
13. Посмотрите еще раз на перечень индивидуальных ресурсов личностной и профессиональной эффективности. Сгруппируйте их по степени значимости. Какие из ресурсов оказались на первой и последней позиции? Это ваши «сильные» или «слабые» ресурсы?
-
-
-
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Дайте определение традиционным и инновационным технологиям социальной работы.
2. Какие условия и факторы способствуют развитию и внедрению информационных технологий в практику социальной работы?
3. В каких сферах практической социальной работы применение средств технической коммуникации дадут наибольший результат? Почему?
4. Приведите примеры использования социальных сетей, сети Интернет для продвижения социальных служб и учреждений вашего города. Насколько успешен данный опыт? Почему?
5. Выделите ключевые составляющие организации дистанционного консультирования? В чем по сравнению с очным консультированием будут его преимущества и сложности?
6. Социальная работа в России и за рубежом: ключевые тенденции развития профессии
7. Актуальные тренды в развитии технологий социальной работы за рубежом
8. Использование социальных сетей в работе с получателями социальных услуг, за и против
+2 задания в теле самой лекции!Будьте внимательны!
-
-
-
1.Цели и задачи службы ранней помощи детям-инвалидам и семьям;
2. Структура службы ранней помощи, Что бы Вы изменили в ней и почему?
3. Кадровый состав службы ранней помощи, Возможны ли вариации?
4.Материально-техническое оснащение службы ранней помощи;
5.Основные направления деятельности службы ранней помощи;
6.Психологическое сопровождение семей
7.Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ /с инвалидностью
8.Лечебная физкультура
9.Методы оценки эффективности работы службы ранней помощи
-
-
Вопросы:
1. Понятие анималотерапии, история появления;
2. Польза анималотерапии в работе с лицами различных нозологий;
3. Канис-терапия, задачи, методика, результаты, польза;
4. Иппотерапия задачи, методика, результаты, польза;
5. Терапия с участием дельфинов задачи, методика, результаты, польза.
6. Виды анималотерапии.
-
-
-
Вопросы:
- Геотология – сущность, основы;
- Смехотерапия –сущность;
- Использование технологии смехотерапии в социальной работе;
- Классическая смехотерапия;
- Медицинская клоунада;
- Йога смеха;
-